Госпропаганда пугает устаревшим учебником по «цветным революциям» Шарпа. Но все серьезнее. Технология, по которой идут изменения в Беларуси, не придумана ни им, ни кем-то еще, она просто описана специалистами. Ее называют «новой властью», пишет политический аналитик Дмитрий Гурневич.

Совпадение с названием народного движения «Новая Беларусь» случайное, но оно попадает в точку с сутью. Если коротко: в мире происходит революция участия в общественной жизни, коллективное действие, которому способствуют цифровые технологии. И Беларусь к нему присоединилась.

Собранные через Фейсбук около $ 20 млн на помощь пострадавшим в протестах, организация людей через локальные чаты, акции во дворах, народная журналистика через Телеграмм - это не просто реакция на события и временное явление. Это звонок, как безвозвратно меняюется мир. Сторонники нововластного движения побеждают, так как свободно модифицируют идеи. Процесс принятия ими решений - максимально прозрачный. Все это описано в книге американцев Джереми Гейманса и Генри Тимса «Новая власть» (советую).

Старая власть - это субботники, на которых гонят рабочих. Новая власть - это добровольные акции по уборке окрестности от мусора, который мы на днях видели в Минском районе, когда люди собрались под бчб-флагами. Старая власть - это БРСМ, новая - студенты «ИнЯза» и других вузов со своими чатиками.

Движущая сила «новой власти» - это коллегиальное взаимодействие равных. Открытость и прозрачность – один из ее главных признаков.

Как такое стало возможным?! Гейманс и Тимс пишут, что раньше многие из нас были в принципе довольны, выполняя малозаметную роль в более масштабных процессах. Однако подъем новой власти меняет представления людей о норме и о том, как должен функционировать мир и каково их место в нем. И чем больше мы привыкаем к нововластным моделям, тем больше сдвигаются эти нормы. Возникает новое ожидание - каждый хочет быть участником, а не пассивным наблюдателем.

Сегодня наибольший резонанс приобретают не те идеи, которые рекламными вспышками мелькают перед максимальным количеством людей, а те, которые позволяют каждому самовысказаться перед единомышленниками.

«Будущее завоюют те, кто будет расширять свои идеи эффективнее и быстрее – и кто сумеет прочнее закрепить их в сознании аудитории. В этом мире безостановочной вербовки сторонников лучшую базу поддержки можно собрать, если продвигать людей вверх по шкале участия и подкреплять общество длительное время, справляясь со многими проблемами и идя на компромиссы», - считают авторы этой классной книги.

Старорежимный лидер говорит - «если не я, то начнется война». У нового лидера все иначе - «мы и есть перемены, к которым мы стремимся». Цель последнего - пробудить в людях желание самим взяться за дело и принять участие в вашей кампании. И результат этой «технологии» мы видим сейчас в Беларуси.