Первое, что видит путешественник приехавший в Барановичи это вокзал и множество паровозов. Вы никогда не задумывались откуда на улицах нашего города паровозы? Почему они здесь? Каковы причины появления и музея железной дороги, и памятников,и настенных граффити с изображением паровоза? Даже на гербе города изображен паровоз. Эти вопросы не давали нам покоя, и мы начали искать на них ответы. Этой статьей на тему «Первые локомотивы Барановичского железнодорожного узла» Мы открываем рубрику посвященную 150-ти летию города Барановичи.

В Барановичах на стене у городского парка появится граффити – паровозC:\Users\Windows 10\Desktop\фото паровозов\IMG_20191104_113154.jpg

Мы начали искать информацию в различных источниках, обращались в фонд Барановичского отделения железной дороги и городской музей. Столкнулись с тем, что в настоящее время в интернете до сих пор нет статьи о истории формирования барановического локомотивного состава, а есть лишь разрозненные публикации. Мы попытались систематизировать эти знания. Это и стало мотивом для написания статьи.

Наш город обязан своему появлению железной дороге. Через него пошли сразу две важные, как и экономически так и военно – стратегически железные дороги. Первая Московско-Брестская со станцией Барановичи-Центральная построенная 1870-1871 г. а также Полесская железная дорога, со станцией Барановичи-Полесские.Барановичи-Полесские — Википедия

Итак, через Барановичи проходили 2 самостоятельные дороги, имевшие два управления. Одна в Москве (Московско-Брестская) и одна в Вильно (Полесская железная дорога). Данное историческое обстоятельство оказало определяющее значение на формирование его локомотивного парка во второй половине 19-начало 20 века. Также это оказало в основном негативное влияние на эксплуатацию паровозов в разной ведомственной направленности.

Мы установили, что в первые годы существования железная дорога, проходившая по территории Беларуси, была ужасно оснащена технически. Это произошло потому что Россия была все еще отсталой в промышленном плане. Для обслуживание дороги были приобретены 103 двухцилиндровых паровоза типа 0-3-0 серии, Г. Эти паровозы в 1857 построил завод Шарп-Стюарт в Манчестере. Затем такие паровозы изготавливались в 1860 заводом Гуэн, заводом Зигль в Вене и заводом Сен-Пьер в Бельгии. D:\STALIN\gruzovoj_parovoz_serii_g_49_stroilsja_zavodom_zigl_v_vene_dlja_s_peterburgo_varshavskoj_zh_d_1862g_.png

(Паровоз серии Г)

Паровоз типа 0-3-0 был с тремя движущими осями и являлся ранней версией русских грузовых паровозов.

В середине 19 века в Беларуси начинается бурное строительство железных дорог и соответственно нужно больше паровозов. В 1869 г. началась постройка паровоза серии В. А уже 28(16) 1871 г. ноября паровоз этой серии впервые прибыл на станцию Барановичи, он же изображен и на гербе города. 

B - Белорусская железная дорога
(Паровоз серии А)
Паровоз серии А - Railwaymodel - все о железнодорожных моделях - новости, статьи, книги и журналы, форум, объявления купить/продать
(Паровоз серии В)

Для обслуживания данных паровозов была построена паровозная мастерская на станции Барановичи (в дальнейшем Барановичи-Центральные) которая позже переросла в локомотивное депо. Ради этого депо станцию, по нашему мнению, и построили. Дело в том, что от пункта А в пункт Б поезд не тянулся одним и тем же паровозом на всем пути. Приблизительно через каждые 100 км располагались локомотивные депо, паровозы были приписаны к этим депо и работали только на прилегавших к ним участках дороги.Исторические железнодорожные фотографии станций г. Барановичи

В фонде Техническо-инспекторского комитета железных дорог хранится дело «Об освидетельствовании Московско-Брестской железной дороги от Смоленска до Бреста». Данный документ был составлен накануне открытия движения по указанному участку. В нем имеется журнал освидетельствования дороги от 1 ноября 1871 г. с приложением ведомости построек на станциях, согласно которым на станции Барановичи значится «1 паровозное здание на 2 паровоза».

 Постоянно увеличивался грузопассажирский поток, проходивший через наш город. Так, за 1900г. было перевезено 27 тыс. пудов грузов или 19 212 поездов, то и локомотивный парк Барановичей соответственно увеличивался. В 1902 году за станцией Барановичи числилось «2 паровозных здания на 12 паровозов; 1 прямоугольное на 2 паровоза и 1 полукруглое на 10 паровозов». К началу 20 века депо Барановичи было веерного типа с поворотным кругом.

В 1910 г. на Полесские железные дороги стали поступать паровозы серии «О». В 1899г. известный русский инженер Лопушинский совместно с конструкторами Коломенского машиностроительного завода разрабатывал проект мощного товарного паровоза с колесной формулой 0-4-0. Но паровоз расходовал больше топлива, чем предполагалось и поэтому было внесено еще 99 изменений. Этому локомотиву в 1912 г. присвоили серию «Ов». Согласно материалом исследования станции Барановичи-Полесские Особой Высшей Комиссией было установлено, что за 1913г. к станции приписано 81 паровоз из которых «33 пассажирских из них: 17 паровозов типа 2-2-0 (к этому типу относились пассажирские паровозы. В 1912 г. все пассажирские паровозы с 2 осями получили серию «Д») О (паровоз) — Википедия
(Паровозы серии Д)
Д (паровоз) — Википедия
(Паровозы серии Ч)

5 паровозов типа 1-3-0 - это был пассажирские паровозы для русских железных дорог с колесной формулой 1-3-0 (трехосные). В 1912г. объединили в один тип. Типичным примером паровозов этого типа является «Н») всего 2 паровоза типа 1-2-0 (основной тип пассажирских паровозов на первых этапов развития железной дороги. Тип 1-2-0 – паровоз с двумя осями в одной жесткой раме) и 48 товарных паровозов, из них 42 паровоза типа 0-4-0 (паровоз 0-4-0 тип с 4 движущимися колесными парами. В 1912 года, тип паровозов 0-4-0 получает обозначение серии «Ч») 2 паровоза и типа 0-3-0 (тип 0-3-0 – ранняя версия русских грузовых паровозов). Ч серия - Грузовой паровоз

Вот таким было начало истории нашего города. История Барановичей и история развития Беларуской железной дороги неразрывно связаны. Надеемся, эта статья оказалась познавательной и пролила свет на то, почему такое большое количество железнодорожной символики окружает нас с вами каждый день на улицах нашего родного города. В цикле статей, посвящённых 150-летию города Барановичи мы ещё не раз вернёмся к теме железной дороги, её именитых и заслуженных работников, наших земляков и даже, возможно, родственников кого-то из вас. С наступающим праздником, барановичане!