Почему в августе-сентябре лифты ломаются чаще обычного? Есть ли норматив на освобождение пассажиров из застрявшего лифта? Правда ли, что новые лифты работают хуже тех, что откатали по 25 лет? Все эти вопросы «Белка» обсудила с начальником участка грузоподъёмного оборудования ГП «Советское» Александром Щербиной прямо на рабочем месте. Мнение Александра Ивановича показалось нам особенно интересным ещё и потому, что он работает в лифтовом хозяйстве более 25 лет. До перехода в ГП «Советское» трудился в ЗАО «Гомельлифт» на должности прораба монтажного управления.
Своя машина всегда лучше
Последние два года лифты государственного жилфонда в Советском и Новобелицком районах обслуживает коммунальное предприятие «Советское». При нём создан участок грузоподъёмного оборудования со своей рембазой, диспетчерским пунктом и аварийными бригадами. Постепенно, по мере замены, на обслуживание принимаются лифты в домах ЖСПК. Общее количество механизмов, объединённых диспетчеризацией ГП «Советское», приближается к тысяче.
— Сегодня мы обслуживаем 59 моделей лифтов. Когда я только начинал эту работу, то даже не представлял, что их может быть так много. Есть лифты широкие, глубокие, с маленькими кабинами, проходные, и у каждого свои тонкости, — вводит в курс дела Александр.
Начальник участка Александр Щербина и ведущий инженер Александр Ксендзов.
По словам специалиста, легче всего работать с «Могилёвлифтмашем». Крупное отечественное предприятие не только производит грузоподъёмники, но и обеспечивает их сервис. Завод в короткий срок поставляет необходимые запчасти.
Другие же компании продали лифт потребителю — и забыли о нём. Если эксплуатанту нужны комплектующие, то он ищет их сам. Американский «Отис» — отдельная история. Компания не поставляет запчасти из-за введённых против Беларуси санкций, при этом лифтов этого производителя только в Советском районе около 100.
Отказы в поставке запчастей, впрочем, не носят массовый характер. Лифтовое хозяйство Советского и Новобелицкого районов находится в нормальном состоянии, только 10% подъёмников имеют высокую степень износа. Это те из них, что выработали нормативный срок 25 лет, но прошли техническую диагностику с продлением срока эксплуатации. Некоторые не один раз.
— Запчасти на такие лифты уже не выпускаются, выбирать их приходится из списанного старого оборудования, — говорит как есть Александр. — Новые лифты тоже ломаются, но это в основном «детские болячки», такое случается с любой техникой. Дело в том что до момента, когда они начнут стабильно работать, проводится тщательная наладка и доводка — этот процесс порой может длиться до года.
Набраться терпения на 40 минут
Звонки об остановке лифтов поступают на диспетчерский пункт порядка 20-25 раз в сутки. Чаще всего с 7 до 9 утра и вечером с 17 до 19 часов, то есть когда люди идут на работу и возвращаются с неё. После 22 часов уже редко кто пользуется лифтом и тем более в нём застревает.
Оператор пульта Любовь Майорова.
Есть сезонность по временам года. Пиковое время вот-вот начнётся. Это потому, что дети возвращаются из летних лагерей и начинают активно кататься на лифтах, проверять, что случится, если вставить палочку в не предназначенное для этого отверстие или приклеить жвачку куда не надо. Бывает, только из-за баловства поступает до 40 звонков в день.
— Новые лифты дали детям новые возможности для вандализма. Не буду говорить об этом вслух, чтобы не подсказать ребятишкам новые уязвимые места, — говорит Александр Щербина.
Норматива на освобождение человека из остановившейся кабины не существует. Но гомельские коммунальщики приняли для себя негласный стандарт в 40 минут. Ожидание может затянуться, если обе аварийные бригады будут находиться в Новобелице, а лифт застрянет в микрорайоне Энергетиков.
В последние годы число застреваний в лифтах значительно снизилось.
— За это стоит поблагодарить конструкторов «Могилёвлифтмаша». В большинстве случаев современные устройства этого производителя при отключении энергии сами способны добраться до ближайшего этажа и открыть двери, — поясняет тонкости работы Александр Щербина.
Причём тут камера к тросам и тормозам?
В техническом паспорте лифта каждый завод-изготовитель устанавливает свой срок службы оборудования. Некоторые продлили его до 30 лет из-за того, что в кабинах появились видеокамеры.
— Объяснение простое — поставили камеру, она дисциплинирует, люди более культурно ездят, меньше ломают. Но по правилам лифт должен меняться спустя 25 лет, — не согласен с таким подходом начальник участка.
Гарантийный срок считается с того момента, как лифт попадает в зону монтажа. Могилёвский завод, к примеру, даёт два года. На монтажные работы подрядчики также дают гарантийные обязательства.
А когда лифт уже оторвался от «родительской поддержки», начинают выходить из строя магнитные пускатели, электронные платы, частотные преобразователи, канаты, лебёдки и редукторы. Чтобы их купить и восстановить, уходит немало времени.
Электромеханик Александр Пастушенко за работой.
Учитывая долгую процедуру проведения закупок, в ГП «Советское» заранее создают запас комплектующих, уже примерно представляя, сколько их понадобится. Тех же канатов разных диаметров на складе стоит несколько бухт.
— В последнее время с запчастями стало получше. Выпуск многих позиций освоило гомельское предприятие «Байконтроль». И по срокам поставки стало даже лучше, чем было до введения санкций, а качество предлагается достойное.
В бригаде ГП «Советское» работают 13 человек — это электромеханики по лифтам, на каждого из которых приходится не менее 50 лифтов. В день они проводят регламентное обслуживание четырёх, даже если они исправно работают.
Специалисты осматривают оборудование, выполняют карту обслуживания и сами проезжают в кабине в качестве пассажира. Но прежде чем выйти на участок, каждый механик проверяет заявки предыдущего дня.
Если видит там свои машины, выходит на место, чтобы разобраться в причинах поломки.
— Каждый механик свой лифт слышит, это как у музыканта. Или врача, который знает болезни своего пациента. И лечит его, а то и «вакцинирует», заранее упреждая поломки, — проводит параллели собеседник.
Шахта лифта в 14-этажном доме.
Электромеханик Александр Литвинов.
Нарочно не придумаешь
Нередко лифты приходят в негодность после того, как люди пытаются насильно открыть двери, перегружают кабину. Иногда случаются почти анекдотичные ситуации.
— Как-то в Шведской Горке к нам с электромехаником подошли мужчины цыганской национальности и спросили, не мы ли грузовой лифт в их доме обслуживаем. Кивнули в ответ, а они предъявили претензию: «Плохо работаете, ребята. Почему ваш лифт коня не поднимает?» Пришлось объяснить, что грузоподъёмность лифта лимитирована, и в данном случае составляла всего 630 килограммов, — привёл пример начальник участка и перешёл к ещё одной «больной» теме.
Так выглядит «сердце» лифта — частотный преобразователь.
Оказалось, ураган 14 июля нарушил работу многих лифтов, хотя все они, казалось бы, спрятаны в прочных бетонных коробках. Мало того, стихия ещё и оставила пассажиров без связи.
— Молнии попали в высотные дома и вывели из строя частотные преобразователи, которые влияют на работу двигателя. Они стоят больших денег, а их ремонт выполняется только в Минске. И он сам, и дорога туда-обратно отнимают много времени. Но эту проблему мы сумели решить: на прошлой неделе все вышедшие из строя преобразователи забрали после ремонта и сегодня-завтра установим на свои места, — заверил Александр.
В тот вечер по пяти адресам вышли из строя и блоки связи, которые обеспечивают вызов диспетчера. Они находятся в машинном помещении и на них влияют погодные условия. Пассажиры нажимали на кнопку, а в ответ — тишина. И, если человек застрял в лифте, а телефона у него с собой нет, то пришлось пережить неприятные минуты. К счастью, блоки связи были в запасе, и сгоревшие быстро заменили.
Машинное помещение лифта.
Полезно знать
Таблички с правилами пользования лифтом есть в каждой кабине, но часто пассажиры их игнорируют.
Вот примеры типичных нарушений.
- Во время движения лифта нельзя нажимать кнопку «Отмена», это чаще всего приводит к застреванию кабины.
- Нельзя бросать фантики и прочий мусор в щель между полом кабины и этажа. В практике специалиста были случаи, когда бумажка «спикировала» прямо на замок дверей шахты, лифт остановился, пассажирам пришлось ждать, пока механик найдёт в лифтовой шахте между этажами злополучный фантик.
- Если случилась незапланированная остановка лифта, не нажимайте на все кнопки подряд и не пытайтесь открыть дверь кабины самостоятельно. Воспользуйтесь кнопкой вызова диспетчера или номером телефона аварийно-лифтовой службы, указанной в кабине каждого лифта, и сообщите о возникшей проблеме.
Полезные телефоны: диспетчерский пульт 21-47-63, +375 29 641-70-46.
Сейчас читают:
Говорит Гомель. Когда вы последний раз катались на каруселях?