Почему в августе-сентябре лифты ломаются чаще обычного? Есть ли норматив на освобождение пассажиров из застрявшего лиф­та? Правда ли, что новые лифты работают хуже тех, что откатали по 25 лет? Все эти вопросы «Белка» обсудила с начальником участка грузоподъёмного оборудования ГП «Советское» Александром Щербиной прямо на рабочем месте. Мнение Александра Ивановича показалось нам особенно интересным ещё и потому, что он работает в лиф­товом хозяйстве более 25 лет. До перехода в ГП «Советское» трудился в ЗАО «Гомельлифт» на должности прораба монтажного управления.

Своя машина всегда лучше

Последние два года лифты госу­дарственного жилфонда в Советском и Новобелицком районах обслужива­ет коммунальное предприятие «Со­ветское». При нём создан участок грузоподъёмного оборудования со сво­ей рембазой, диспетчерским пунктом и аварийными бригадами. Постепенно, по мере замены, на обслуживание при­нимаются лифты в домах ЖСПК. Об­щее количество механизмов, объеди­нённых диспетчеризацией ГП «Совет­ское», приближается к тысяче.

— Сегодня мы обслуживаем 59 моде­лей лифтов. Когда я только начинал эту работу, то даже не представлял, что их может быть так много. Есть лифты ши­рокие, глубокие, с маленькими кабина­ми, проходные, и у каждого свои тонко­сти, — вводит в курс дела Александр.

Начальник участка Александр Щербина и ведущий инженер Александр Ксендзов.

По словам специалиста, легче все­го работать с «Могилёвлифтмашем». Крупное отечественное предприятие не только производит грузоподъёмники, но и обеспечивает их сервис. Завод в короткий срок поставляет необходи­мые запчасти.

Другие же компании продали лифт потребителю — и забыли о нём. Ес­ли эксплуатанту нужны комплектую­щие, то он ищет их сам. Американский «Отис» — отдельная история. Компа­ния не поставляет запчасти из-за вве­дённых против Беларуси санкций, при этом лифтов этого производителя толь­ко в Советском районе около 100.

Отказы в поставке запчастей, впро­чем, не носят массовый характер. Лифтовое хозяйство Советского и Новобелицкого районов находится в нормальном состоянии, только 10% подъёмников имеют высокую степень износа. Это те из них, что выработали нормативный срок 25 лет, но прошли техническую диагностику с продлени­ем срока эксплуатации. Некоторые не один раз.

— Запчасти на такие лифты уже не выпускаются, выбирать их приходится из списанного старого оборудования, — говорит как есть Александр. — Новые лифты тоже ломаются, но это в основ­ном «детские болячки», такое случа­ется с любой техникой. Дело в том что до момента, когда они начнут стабиль­но работать, проводится тщательная на­ладка и доводка — этот процесс порой может длиться до года.

Набраться терпения на 40 минут

Звонки об остановке лифтов посту­пают на диспетчерский пункт порядка 20-25 раз в сутки. Чаще всего с 7 до 9 утра и вечером с 17 до 19 часов, то есть когда люди идут на работу и возвраща­ются с неё. После 22 часов уже редко кто пользуется лифтом и тем более в нём застревает.

лифт

Оператор пульта Любовь Майорова.

Есть сезонность по временам года. Пиковое время вот-вот начнётся. Это потому, что дети возвращаются из лет­них лагерей и начинают активно катать­ся на лифтах, проверять, что случится, если вставить палочку в не предназна­ченное для этого отверстие или прикле­ить жвачку куда не надо. Бывает, только из-за баловства поступает до 40 звон­ков в день.

— Новые лифты дали детям новые возможности для вандализма. Не бу­ду говорить об этом вслух, чтобы не подсказать ребятишкам новые уяз­вимые места, — говорит Александр Щербина.

Норматива на освобождение челове­ка из остановившейся кабины не суще­ствует. Но гомельские коммунальщики приняли для себя негласный стандарт в 40 минут. Ожидание может затянуть­ся, если обе аварийные бригады будут находиться в Новобелице, а лифт за­стрянет в микрорайоне Энергетиков.

В последние годы число застреваний в лифтах значительно снизилось.

— За это стоит поблагодарить кон­структоров «Могилёвлифтмаша». В большинстве случаев современные устройства этого производителя при отключении энергии сами способны добраться до ближайшего этажа и от­крыть двери, — поясняет тонкости ра­боты Александр Щербина.

Причём тут камера к тросам и тормозам?

В техническом паспорте лифта каж­дый завод-изготовитель устанавливает свой срок службы оборудования. Неко­торые продлили его до 30 лет из-за того, что в кабинах появились видеокамеры.

— Объяснение простое — постави­ли камеру, она дисциплинирует, люди более культурно ездят, меньше лома­ют. Но по правилам лифт должен ме­няться спустя 25 лет, — не согласен с таким подходом начальник участка.

Гарантийный срок считается с то­го момента, как лифт попадает в зону монтажа. Могилёвский завод, к приме­ру, даёт два года. На монтажные рабо­ты подрядчики также дают гарантий­ные обязательства.

А когда лифт уже оторвался от «ро­дительской поддержки», начинают вы­ходить из строя магнитные пускатели, электронные платы, частотные преоб­разователи, канаты, лебёдки и редукто­ры. Чтобы их купить и восстановить, уходит немало времени.

Электромеханик Александр Пастушенко за работой.

Учитывая долгую процедуру прове­дения закупок, в ГП «Советское» зара­нее создают запас комплектующих, уже примерно представляя, сколько их по­надобится. Тех же канатов разных диа­метров на складе стоит несколько бухт.

— В последнее время с запчастями стало получше. Выпуск многих пози­ций освоило гомельское предприятие «Байконтроль». И по срокам постав­ки стало даже лучше, чем было до вве­дения санкций, а качество предлагает­ся достойное.

В бригаде ГП «Советское» работа­ют 13 человек — это электромехани­ки по лифтам, на каждого из которых приходится не менее 50 лифтов. В день они проводят регламентное обслужи­вание четырёх, даже если они исправ­но работают.

Специалисты осматривают обору­дование, выполняют карту обслужи­вания и сами проезжают в кабине в качестве пассажира. Но прежде чем выйти на участок, каждый механик проверяет заявки предыдущего дня.

Если видит там свои машины, выходит на место, чтобы разобраться в причи­нах поломки.

— Каждый механик свой лифт слы­шит, это как у музыканта. Или врача, который знает болезни своего пациен­та. И лечит его, а то и «вакцинирует», заранее упреждая поломки, — прово­дит параллели собеседник.

Шахта лифта в 14-этажном доме.

Электромеханик Александр Литвинов.

Нарочно не придумаешь

Нередко лифты приходят в негод­ность после того, как люди пытаются насильно открыть двери, перегружают кабину. Иногда случаются почти анек­дотичные ситуации.

— Как-то в Шведской Горке к нам с электромехаником подошли мужчины цыганской национальности и спроси­ли, не мы ли грузовой лифт в их доме обслуживаем. Кивнули в ответ, а они предъявили претензию: «Плохо рабо­таете, ребята. Почему ваш лифт коня не поднимает?» Пришлось объяснить, что грузоподъёмность лифта лимити­рована, и в данном случае составля­ла всего 630 килограммов, — привёл пример начальник участка и перешёл к ещё одной «больной» теме.

Так выглядит «сердце» лифта — частотный преобразователь.

Оказалось, ураган 14 июля нарушил работу многих лифтов, хотя все они, казалось бы, спрятаны в прочных бе­тонных коробках. Мало того, стихия ещё и оставила пассажиров без связи.

— Молнии попали в высотные до­ма и вывели из строя частотные преоб­разователи, которые влияют на работу двигателя. Они стоят больших денег, а их ремонт выполняется только в Мин­ске. И он сам, и дорога туда-обратно отнимают много времени. Но эту проблему мы сумели решить: на прошлой неделе все вышедшие из строя преоб­разователи забрали после ремонта и сегодня-завтра установим на свои ме­ста, — заверил Александр.

В тот вечер по пяти адресам вышли из строя и блоки связи, которые обе­спечивают вызов диспетчера. Они на­ходятся в машинном помещении и на них влияют погодные условия. Пасса­жиры нажимали на кнопку, а в ответ — тишина. И, если человек застрял в лифте, а телефона у него с собой нет, то пришлось пережить неприятные ми­нуты. К счастью, блоки связи были в запасе, и сгоревшие быстро заменили.

Машинное помещение лифта.

Полезно знать

Таблички с правилами пользования лифтом есть в каждой кабине, но часто пассажиры их игнорируют.

Вот примеры типичных нарушений.

  • Во время движения лифта нельзя нажимать кнопку «Отмена», это чаще всего приводит к застреванию кабины.
  • Нельзя бросать фантики и прочий мусор в щель между полом кабины и этажа. В практике специалиста были случаи, когда бумажка «спикировала» прямо на замок дверей шахты, лифт остановился, пассажирам пришлось ждать, пока механик найдёт в лифто­вой шахте между этажами злополучный фантик.
  • Если случилась незапланирован­ная остановка лифта, не нажимайте на все кнопки подряд и не пытайтесь от­крыть дверь кабины самостоятельно. Воспользуйтесь кнопкой вызова диспет­чера или номером телефона аварийно-лифтовой службы, указанной в каби­не каждого лифта, и сообщите о возник­шей проблеме.

Полезные телефоны: диспетчерский пульт 21-47-63, +375 29 641-70-46.

Автор: Светлана Коломиец. Фото: Мария Амелина

Сейчас читают:

Говорит Гомель. Когда вы последний раз катались на каруселях?

The post «А почему ваш лифт коня не поднимает?» О буднях лифтеров в Гомеле впервые появилось на baranovichi24.by.