Наша сегодняшняя героиня – человек с поющей точкой в груди. Анастасия Иванова делится своим теплым и очень тонким микрокосмосом в соцсетях, учит детей изобразительному искусству и делает немало красоты своими руками. У Насти творческая семья, такое же окружение, – поговорить с таким человеком всегда интересно. Про тонкое, теплое, настоящее мы и побеседовали с Анастасией.   «В соцсетях много вдохновения, красоты, каждый ищет там свое»  – Настя, у тебя один из самых красивых аккаунтов в Инстаграме Полоцка, а то и всей Беларуси. Расскажи, как он появился. – Несколько лет назад мне просто захотелось освоить какую-то социальную сеть: Вконтакте надоел, Фейсбук как-то не пошел, хотелось делать акцент именно на визуальном. Тогда я пришла в Инстаграм: не выбирала стиль, тематику, все получалось само по себе. Это просто моя жизнь – домашние дела, походы, дети, все естественное и настоящее. Потом добавился лен, ремесленничество. Основную работу я решила не выставлять в Инстаграм, а вот остальное вплелось отлично. – Как личный дневник, только с правом прочтения единомышленникам? – Да, практически. Я протоколирую свою жизнь, можно сказать. Иногда даже забываю, что и когда произошло – а тут все удобно, зашел на страничку, просмотрел дату, вспомнил. А вообще очень хочу распечатать инстафотографии в альбом, всю страничку. – Планируешь посты или вот, например, получилось красивое фото, решила выложить? – По-разному. Бывает, я чувствую, что чего-то хочу: красивый натюрморт или что-то такое, конкретное. И тогда я специально это фотографирую. Но чаще сначала появляется снимок, которым затем хочется поделиться. Обработка фото у меня минимальная, совсем чуть-чуть. – Ты училась где-то фотографии? –  Нет. 10 лет назад у меня появился фотоаппарат, и я поняла, что мне это очень нравится. Но это просто увлечение, как профессию я это не вижу. Наверное, потому что профессия фотографа – работа с людьми: планирование, много общения, ответственность сумасшедшая. У меня же на страничке и людей немного, в основном – природа, быт, жизнь. Но при этом периодически я откликаюсь на запросы знакомых. – Вдохновляешься другими страничками в Инстаграм? –  Обязательно. Не копирую, нет, но именно ищу состояния, ими вдохновляюсь. Чтобы делать эстетичную страничку, насмотренность очень важна. На что ты хочешь ориентироваться, то подобное и смотри. Это играет огромную роль. Равно как искусство – сочетание цветов, композиционные вещи. Если это есть в вашей жизни, все откладывается, формируется представление об эстетике, гармонии. В соцсетях много вдохновения, красоты, каждый ищет там свое. – Не планируешь ли ты свою фотовыставку? –  Да, у меня есть такой опыт, была выставка в Витебске. Но, конечно, мечтается и о выставке здесь. Я уже предлагала идею Кириллу Смолякову (фотограф нашего сайта – прим. ред.), чтобы мы стали инициаторами фотовыставки местных авторов. И чтобы она была посвящена Полоцку. Хочется увидеть людей, которым важна фотография. Я сейчас не про каких-то именитых, нет, регалии не важны. Именно эмоции, состояния, красота нашего города глазами его жителей. – И где бы это могло быть? Музей, кафе? – Я достаточно придирчива в этом смысле, важно, чтобы помещение не мешало восприятию работ – просто светлое, чистое, достаточно просторное. Было бы здорово. – У тебя есть свое любимое фото, которое ты сделала? – С детьми, наверное. – А они «даются»? Ну обычно дети не любят фотографироваться. – Ой, они видят момент, когда мне лучше не отказывать. Иногда, конечно, не хотят, и я делаю вид, что мне очень грустно от такого их равнодушия (смеется – прим. авт.), но порой они готовы и все идет как по маслу. Часто так бывало, что они даже не участвовали в процессе: я просто подглядывала и снимала. Свет, тени, настроение – все случалось, совпадало, а они даже не понимали, что я фотографирую. Словом, бывает по-разному. «Для меня вышивка – это медитация»   – Расскажи про ремесленничество – это такая красивая часть твоей жизни, не менее вдохновляющая, чем соцсети. – У нас есть семейная мастерская, и это сразу несколько занятий. Мы называемся IVA, что связано с фамилией, как несложно догадаться. Там мы делаем гипсовые барельефы – в основном Ваня всем этим занимается (Иван Иванов, муж Насти, известный художник, капитан дракара и еще много кто – прим. авт.), штампы, печатная линия для текстиля. Закупаем оршанский лен и делаем дорожки и всякую красоту для дома. – Ты ездишь на выставки ремесленников? Говорят, это очень дорого. – Да, не дешево. Едешь на 4 дня, в столицу, нужно где-то жить. Но это полезно для меня: я кручусь в этом процессе, с кем-то знакомлюсь и, самое главное, вижу, чего хочет покупатель. Понятен запрос людей, сразу видишь, что нравится и что стоит делать, что купят. – И есть у тебя новое занятие, очень красивое, даже не знаю, как правильно его назвать… – Наверное, речь о ковровой вышивке. В последнее время это стало популярным, я сама только пару лет увлекаюсь. Училась сама, по видеоурокам, через интернет. – Быстро все пошло? – Нет, сначала я готовилась почти год. Собиралась с мыслями, закупалась материалами. И начала, все закрутилось. Для меня вышивка – это медитация. Это мое время, я что-то смотрю, слушаю фоном и вышиваю. Очень люблю! – Ремесленничество у тебя в свободное время? Или это тоже как работа, все по графику? – Зависит от обстоятельств. Вот, например, я знаю, что еду на выставку «Млын», и у меня 2 месяца на подготовку. Тогда я четко понимаю, сколько мне нужно сделать и сколько у меня времени. В таком случае у меня напряженный график, и это работа. Все остальное время – как придется. Сейчас нет времени вообще, очень много дел, но стараюсь находить хоть минутку. И все же активно я не продаю: это нужна реклама, планирование, так я не успеваю. Это больше мое творчество, так к этому отношусь. – Просто времени не хватает? – Да, семья, дети, работа, две собаки. Не все, к сожалению, получается. Хочется больше успевать, но очень много женских дел, как у всех, наверное. «Что мешает спортсмену увлекаться искусством? Что мешает медику любить классическую музыку?»   – А ведь у тебя основная работа есть. Расскажи про художественную школу, как ты там оказалась? – Да, я окончила Витебский худграф, работаю преподавателем в художественной школе Полоцка. Сюда я попала после декретного отпуска, и уже много лет здесь. Работу люблю, у нас прекрасный коллектив, очень хорошие люди. Творческое зерно во всем этом, как и в других сферах моей жизни. – Как тебе современные дети? – Дети поражают, очень интересно за ними наблюдать – насколько они разные, другие, они действительно отличаются от нас. С детьми мне хорошо. Интересно. Я веду декоративную композицию, это мой предмет: там нужно фантазировать, включать творчество, придумывать, смешивать техники. Словом, свобода действий. – Ты как педагог, что можешь сказать о получении такого образования? Как много детей, оканчивающих художественную школу, связывают с этим дальнейшую жизнь? – Какой-то небольшой процент. Родители осознают, что художественная школа – это общее развитие, гармоничное, важное. Что мешает спортсмену увлекаться искусством? Что мешает медику любить классическую музыку? Мы все должны расширять свои интересы, не ставить ограничений. В художественной школе дети воспитывают в себе особенный, художественный взгляд на мир, других людей, на жизнь в целом. Человек становится богаче благодаря этому. – Есть ли приоритет, что важнее – школа или ремесленничество? – Нет, для меня важен этот баланс. Там работа с людьми, там уединение. И когда все это есть, сосуществует, мне хорошо. Такое равновесие мне помогает. «Пройдись вдоль реки, посмотри на мосты, погляди, как течет вода, как всё утекает, освобождает, движется» – Насколько ты полочанка? – Много лет назад, когда я из Витебска проезжала мимо Полоцка, я сказала, что никогда бы здесь не хотела жить. Какое-то было стечение обстоятельств: погода не та, настроение не то. Я даже не гуляла тут, а просто сделала быстрый вывод. И это слово «никогда», как обычно бывает, играет с нами. – Сама откуда? – Из Постав. Но после свадьбы мы с мужем стали жить в Полоцке. Сначала жили на другом берегу Двины (показывает на дома в районе Задвинья – прим. авт.), каждый день видели храм из окна, смотрели на Софию, наблюдали за невестами у ее стен по выходным. Эта белеющая точка из окна – что-то, что очень нравилось, становилось родным. Потом мы строили дом в другом районе города, и когда возводили второй этаж, я поняла, что теперь буду каждый день видеть наш монастырь. И это все настолько близко! А когда я сижу за своим рабочим столом в школе, из моего окна виден храм, Богоявленская церковь. Ну как это все не любить? – Все знаковое рядом? – Да, именно. Самые прекрасные места города рядышком. Как может не нравиться, когда выходишь на работу чуть пораньше, чтобы погулять вдоль реки? Мне очень нравится, что Полоцк небольшой, уютный, здесь можно обходиться без транспорта – мне 40 минут пешком до работы, и я очень люблю такие прогулки. Люблю здесь ходить-бродить, изучать, заглядывать в маленькие переулочки. И все эти интересные места еще будут находиться, открываться. А если гуляешь с фотоаппаратом, это вообще, как маленькое приключение. – В любую погоду? – Даже люблю непогоду – когда дождь, снег на улице, людей совсем мало, это еще больше вдохновляет. Можно увидеть что-то красивое, необычное, уловить. Опять же даже не картинку, а состояние. – Настя, а вот если кому-нибудь, кто читает этот текст, сейчас плохо, грустно, у него что-то не так, куда бы ты ему посоветовала пойти в Полоцке? Чтобы напитаться, утешиться? – Я бы просто сказала – иди пешком по городу. Просто выхаживай свою грусть, боль. Пройдись вдоль реки, посмотри на мосты, погляди, как течет вода, как всё утекает, освобождает, движется. Все проходит, время идет, как эта река. Погрузись в эту природу. Каждому свое, конечно. Кому-то важно сесть на лавочку, побыть среди людей, понаблюдать за ними, и он отвлечется от своих плохих мыслей. Мне природа, река, движение помогает, когда плохо. «…Отпадают страхи, дурацкие стереотипы, отпадает вся мишура»   – А нет ли у тебя ощущения, что ты живешь в своем таком творческом пузыре (работа, окружение, близкие), а вокруг что-то более серенькое, может даже мещанское? – Многое, конечно, зависит от нашего мировоззрения. Что человек выбирает сам, это очень важно. Это определяющий момент. Нет, я не живу в пузыре так, что не вижу чего-то плохого. Я много замечаю и негативного, и могу смело об этом сказать. – Тебе с людьми повезло или это не везение, а закономерность, и они притягиваются к тебе, потому что ты такая? – Точно все не случайно. Никогда не завожу каких-то корыстных знакомств. Люди, которые есть в моей жизни, притягиваются да, чем-то мы интересны друг другу. Нужны. Знакомиться мне несложно, с удовольствием это делаю. – А какой период жизни для тебя самый интересный? Из тех, что ты уже прожила? – Сейчас. Конечно, сейчас! Есть эта полнота жизни: отпадают страхи, дурацкие стереотипы, отпадает вся мишура. Ты уже понимаешь, что тебе не нужно никому нравиться. Ты погружен в себя, в изучение себя. Это очень гармоничный и интересный возраст. И при этом ты уже прошел какой-то этап. Это не значит, что надо ручки сложить и все, отдыхать. Нет, пока я не состоялась полностью, пока не все видела, я еще в пути. – И при этом дети уже подросли… – Да, но, кстати, декретный отпуск для меня был очень творческим временем. Я окончила курсы по макияжу, я ездила на курс по портретной съемке, чего там только не было. Фотографировать, опять же, начала именно в декретном отпуске. – О чем ты сейчас мечтаешь в плане творчества? К чему ты еще не подобралась, но тебе бы очень хотелось? – Меня долго-долго уже привлекает керамика. У меня уже глина стоит, все есть, но пока во мне идет вынашивание идеи. А стереотипы в духе, ой, зачем же мне лепить то же самое, что и все, - я на них не ведусь. Начну делать для себя, а там посмотрим. Но в одном копошиться я не могу, мне нужны новые начала. Столько всего еще интересного, не освоенного. – Это правда. И людей творческих у нас много. – Очень! Это даже неожиданно для меня. После выставок «Млын» и «Соучастники» я поняла, как их много, какие они все интересные и очень-очень разные. Мне не всё нравится, конечно, но радует сам факт такого творческого масштаба. А сколько у нас в городе мастер-классов, куда можно сходить! И те, кто брюзжит, что в Полоцке скучно, одна молодежь себя развлекает – ой, как вы не правы. Хочется сказать, да вы пошевелитесь, просто посмотрите кругом, дойдите хоть куда-то. «Когда я делаю портреты, часто говорю людям – вы не представляете, как вы красивы» – Что твое убежище сейчас? – Последние несколько лет я интересуюсь верой. Эта тема мне очень интересна. Я не про религиозность, а про принятие любой веры. Много про это читаю, слушаю, изучаю принцип единобожия. Десять лет я уже в этом, и для меня это гармонично. – Что это значит, немножко поясни. – Например, в детстве я все время думала – почему мне нельзя в костел? Меня так завораживает это убранство, эти сиденья, музыка. Ну почему мне туда нельзя? Сама служба тоже. И вот я начала искать ответы на эти вопросы. Конечно, и определенные события в жизни на это натолкнули. В поиске я пробовала разное. Например, мне не шла литература художественная – открываю книгу, и ничего не могу для себя вынести. Но когда я начала читать про веру, то просто это лилось, проглатывалось мною. А потом наступил самый интересный этап: как эти все знания применять в жизни, в отношения себя, близких, людей вообще. Все становится вверх дном, потому что эти знания настолько интересные, полные. – Это очень важно для тебя? – Это важнее всего – увлечений, всего-всего. Это первостепенное. Как костяк, основа. При том, что я сейчас не про церковь, куда я тоже хожу, но не так часто, а именно про веру. Она главнее. Это и есть мой костяк, мое убежище. Мне с этим очень хорошо. – Как художник, как человек, взаимодействующий с эстетикой, скажи, какие люди для тебя красивые? – Каждый человек. Это мы возвращаемся к вере, к глубокому мировоззрению. Каждый человек проживает свою жизнь. Возьму грубый пример, но пьющий человек – не хуже и не лучше тебя, как бы это кому-то не казалось странным. У него свой путь, он такой. Конечно, я не буду его осветлять, и, если он нападет, условно, буду обороняться, но для меня он тоже красив. Я его не жалею, но и не осуждаю. – Почему-то вспомнились строки из Веры Полозковой: «Никогда не тревожь того, кто лежит на дне. Я песок, и большое море лежит на мне» – Да, все так. И когда я делаю портреты, часто говорю людям – вы не представляете, как вы красивы. – Это так ценно… – Да. Хотя я сама ведь такая же. Раньше я была совсем другой, не видела себя. Но сейчас всё меняется, к счастью. – Все мы красивы? – Да, потому что все мы единое целое, частички большого. Вот, смотри, вот дерево, на нем море листиков. Ну как можно представить, что один листик обижается на другой, гонит его с этого дерева, осуждает. Если ты сам есть гнев, осуждение, и вот висишь такой злой, ненавидящий листик, то ты портишь жизнь всему дереву. Только нужно об этом помнить. – Настя, финальный вопрос не может быть другим для тебя. Что такое любовь? – Это самое главное, что есть. Она не ставит условий, она всеобъемлющая. Человек, когда рождается, у него есть инстинкты, пока только они. И вот один из них – это любовь. Любовь как инстинкт. Ни один человек не рождается без любви внутри себя. Любовь прощает, терпит, утешает. Это самое важное чувство в жизни каждого. Читайте также: Про модную седину, тату, бачату и сундучок с драгоценностями. Как наслаждаться жизнью после 50, знает модель из Полоцка «Обнимайте чаще. Любите, несмотря ни на что». Большое интервью с хирургом из Новополоцка, которое просвещает, вдохновляет и даже греет Полоцкий университет отметил День рождения и вручил премии в стиле Оскар  

Photo by fauxels