Платон Машевский учится в пятом классе средней школы №32. У мальчика – расстройство аутистического спектра, но это не пугает педагогов. К Платону они относятся так же, как и к другим своим воспитанникам. В стенах школы его курирует воспитатель группы сопровождения. Опытный тьютор, как на профессиональном языке называют таких специалистов, сидит с ним рядом за партой на уроках, помогает успокоиться, если тот разнервничается. Но случается такое редко. От излишнего школьного шума, который Платону сложно переносить, его защищают специальные наушники.

«В саду мог бегло читать книгу вверх ногами»

– Что с Платоном что-то не так, мы поняли, когда родился второй сын Филипп. Четырёхлетнего Платона буквально до истерики доводил его плач. Хотя в детском саду, куда мы на тот момент уже ходили, он вёл себя, как и все дети. В развитии поначалу не отставал, – рассказывает мама мальчика Полина Ковальчук. – Но потом как будто застопорился. Слов знал и выговаривал много, а сложить их в предложения не мог. Максимум – в словосочетания. А ещё подолгу мог играть с машинками, выстраивая их в длинные ряды, которые другим ни в коем случае нельзя было трогать и сдвигать с места. Иначе разойдётся, и его не успокоить. Тогда мы и пошли по врачам. Начали наблюдаться в отделении раннего вмешательства центральной детской поликлиники. Там нам поставили задержку речевого, а позже – психоречевого развития.

Осложнялось всё истериками. Они у Платона случались каждый раз, как он слышал громкие крики, ещё хуже – ругательства. Такие ситуации до сих пор вызывают у мальчика сильные негативные эмоции.

Поэтому после логопеда и невролога Платона посоветовали показать психиатру.

– Несколько лет мы наблюдались у психиатра. Врач проводил всевозможные тесты, общался с сыном. И хоть уже на первом сеансе мы услышали неутешительное «Скорее всего, это наш случай», диагноз «аутизм» Платону выставили только перед школой, – говорит мама.

Платон и его мама Полина.

Всё это время мальчик продолжал ходить в детский сад. Проблем не было, Платон просто не взаимодействовал с детьми и был сам по себе. Он выучил буквы и даже читал слоги, но не мог объединять их в слова.

– Всё случилось внезапно. Однажды мы пришли домой с прогулки, сын начал играть с кубиками и сложил фразу «Родны кут». Я спросила: «Платон, а что здесь написано?» И он объяснил, что это название магазина, и прочёл его.

После этого Платона было уже не остановить, он начал хорошо и много читать. В детском саду удивлялись и рассказывали родителям, что мальчик может держать книгу вверх ногами и при этом бегло читать её. Родители записали сына в детскую библиотеку «Буратино» на проспекте Ленина, куда он с удовольствием ходит.

– Все библиотекари Платона хорошо знают, спокойно с ним взаимодействуют. Он обычно задаёт им миллион разных вопросов. Книги всегда выбирает сам. Одна из любимых с детства – серия Андрея Усачёва про собачку Соню. В школе полюбил рассказы Носова. Это очень добрые и глубокие истории, – продолжает рассказ мама мальчика.

«Свободно переходит с русского на английский»

Когда пришло время подавать документы в школу, родители стали обзванивать ближайшие учреждения образования. Но брать ребёнка с аутизмом никто не хотел. В основном говорили, что не знают, как с такими детьми работать. Тогда родители Платона пошли за помощью в отдел образования районной администрации.

– Нам очень повезло. Там мы случайно встретили Аллу Евгеньевну Никифорову – директора «32-й» школы, разговорились, и она согласилась взять Платона. Очень успокаивало то, что в этой школе нам смогли предоставить тьютора. Даже четырёх на выбор. Но некоторые, узнав об особенностях сына и поняв, что, возможно, за ним придётся и побегать, если он вдруг испугается и начнёт убегать, сами отказались, – делится важными подробностями Полина Ковальчук.

Антонина Ломан не растерялась. По словам Полины, она единственная из всех кандидатов уже имела опыт работы с детьми с особенностями психофизического развития. В прошлом педагог-дефектолог, после выхода на пенсию Антонина Петровна окончила специальные курсы и стала воспитателем персонального сопровождения, так официально называется профессия тьютора.

Платон с тьютором Антониной Ломан.

Наличие постоянного сопровождения в школе в виде опытной Антонины Петровны родителей успокоило. Так они были уверены, что сына никто не обидит, ведь дети могут быть очень жестокими. Повезло и с педагогами.

– В начальной школе сын посещал класс, где обучались всего пятеро детей. Все – с трудностями в обучении. Но Платон был единственным с расстройством аутистического спектра. Основные предметы преподавал учитель-дефектолог, а на музыке, рисовании, физкультуре и трудах их класс присоединялся к обычному.

В среднем звене Платона определили уже в обычный пятый класс. Дети быстро привыкли к особенностям одноклассника, знают, что он не агрессивный и никого не обидит. Взаимодействовать с разными учителями-предметниками Платон тоже постепенно учится, а также усваивает базовые школьные правила.

– Раньше сын не проявлял интереса к отметкам и не понимал, зачем они нужны. То есть – ну два получил, так два. Без разницы. Но сейчас он уже делает различия между двойкой и девяткой и хочет получать именно девятки. Даже отвечает на уроках, но по настроению. Например, учительница спрашивает «Ну кто пойдёт к доске?», а он может сказать «Платон!» Идёт и отвечает, – приводит пример мама.

Контролировать своё поведение и разбираться в школьных правилах тьютор Антонина Ломан учит Платона при помощи специальных карточек, так называемых зрительных опор. Ведь визуально ребёнку с такой особенностью проще усвоить информацию, чем на слух.

Сложнее всего, по словам мамы, Платону даются устные ответы и пересказы. А вот языки – это его стихия. Мальчик отлично знает английский для своих 12 лет, участвует в олимпиадах и занимает призовые места. Любит белорусский, а недавно сам захотел начать учить португальский. Дома он может незаметно переходить с одного языка на другой, когда что-то рассказывает.

– Например, начинает на русском, а в середине фразы переключается на белорусский или английский. Мы даже подумываем отдать его на факультатив китайского языка в Институт Конфуция при ГГУ, – рассказывает о планах мама. – Но пока нагрузка и так у Платона большая. Помимо школы мы ещё активно посещаем кружки. Очень нравятся те форматы, что предлагает Центр инклюзивной культуры (расположен на улице Юбилейной, 48 – прим. ред.). Недавно у них открылось новое направление – Театр моды, и мы сразу же записались. Уже поучаствовали в Ночи музеев, а скоро поедем с группой представлять Гомельщину на фестиваль «Время сильных» в столицу.

А ещё Платон учится играть на пианино и посещает кружок 3D-моделирования в детском инклюзивном центре «Обычные люди», что на улице Толстого, 17.

Близкие Платона радуются всем его даже маленьким успехам. А что будет дальше: поступит ли мальчик в вуз, сможет ли работать?

– Так далеко наперёд мы не загадываем. Да, у сына есть особенности, как и у всех людей с аутизмом. Например, очень сильная потребность начатое доделать до конца, которая может доходить до мании и кого-то раздражать, зацикленность, стремление всё упорядочить. Его мышление устроено несколько иначе, чем у большинства людей. Но он любознательный и обучаемый. В отличие от большинства детей с аутизмом, ещё и контактный. В языках и музыке проявляет талант. Так что всё у нас будет хорошо! – настроена оптимистично мама Полина. И такой оптимизм вполне обоснован. Ведь её сын уже добился немало.

Автор: Елена Чернобаева. Фото: Мария Амелина

Сейчас читают:

История незрячего мальчика из Гомеля, который учится в обычной школе

The post «Платон любознательный и контактный». История школьника с аутизмом из Гомеля впервые появилось на baranovichi24.by.