Год благоустройства вполне можно рассматривать как социальный заказ общества на установку в населённых пунктах разнообразных элементов городского декора. Закон рынка гласит: есть спрос — будет и предложение. Специалисты Гомельского литейного завода «Центролит», знающие толк не только в литье, но и в красоте, готовы удовлетворить его по максимуму. О том, что гомельские литейщики могут предложить родному городу и всем желающим для благоустройства собственных территорий, «Белке» рассказал главный металлург предприятия Евгений Зюзьков.
В соавторстве с Церетели
— Перечень выпускаемой нами продукции, относящейся как к категории градостроительного, так и художественного литья, довольно широк.
Одних скамеек мы производим около 200 видов. Это парковые скамьи моделей «Голландия», «Кошка», «Столичная», «Дракон», «Лебёдушка». Они хорошо известны гомельчанам и гостям нашего города, поскольку установлены на многих улицах областного центра.
В других городах Беларуси, кстати, тоже. Более того, одна из старейших улиц Москвы — Никольская, берущая своё начало от Никольских ворот Кремля, также благоустроена нашими скамейками и дождеприёмными решётками.
Часть улицы Тверской в российской столице, Невский и Кутузовский проспекты в Санкт-Петербурге тоже оборудованы нашими уличными торшерами и фонарями. Именно «Центролиту» московские власти доверили изготовление к 850-летию Москвы художественных форм для Патриаршего моста, ведущего через Москва-реку к храму Христа Спасителя. Мост проектировал Зураб Церетели, мы же изготовили более 200 тонн художественного литья, украсившего ажурную решётку ограждения.
Одновременно с нами над этим проектом работали коллеги из южно-уральского города Касли. Он расположен недалеко от Челябинска и уже с позапрошлого века славится в мире своим художественным литьём. Которое так и называется — каслинское. Интересный факт: на всемирной выставке в Париже ещё в 1900 году президент Франции выразил желание купить весь каслинский павильон и готов был выложить за него огромную по тем временам сумму.
Сделка не состоялась лишь потому, что авторы категорически отказались продавать экспонат под названием «Россия», без которого коллекция в художественном отношении была не полной.
Конечно, конкурировать с предприятием, у которого школа художественного литья насчитывает более 200 лет против наших 25, не просто, но и мы кое-что можем. Достаточно прогуляться по центральному парку Гомеля. Здесь всё, от ограждения до скамеек, беседок и урн, сделано руками наших специалистов. Которые, к слову, готовы в целях благоустройства хоть завтра изготовить для парка скамейки модели «Лебёдушка». Они очень органично смотрелись бы на территории Лебяжьего пруда.
В том же парке у дворца Румянцевых-Паскевичей установлены отлитые на «Центролите» пушки. Мы с особой тщательностью подошли к их изготовлению, стараясь сделать их максимально аутентичными. Аналогичную дотошность проявили и во время реконструкции дворца Пусловских в Коссово под Брестом, когда потребовалось изготовить элементы неоготики. Наши специалисты досконально изучили образцы по сохранившимся фотографиям и чертежам, и теперь даже профессионалы с трудом могут отличить копию от оригинала.
Трудоёмко, но красиво
— Что касается малых архитектурных форм, то, в принципе, мы в состоянии изготовить любую фигуру на усмотрение заказчика. И даже памятник. Установленные на улице Барыкина, Речицком проспекте и в парке Фестивальном кроты, ящерицы, собаки — это наша работа. Из свежих примеров — шестнадцатитонная фигура рыси, украшающая въезд в Гомель со стороны Минска.
Сейчас мы значительно усовершенствовали технологию изготовления подобных изделий. Если раньше разработкой эскизов занимались художники, то сейчас для этих целей всё чаще используем модельную оснастку из пенопласта, 3D-сканирование и печать.
И всё же в отличие от градостроительного, в художественном литье по-прежнему велика доля ручного труда. Ведь единой технологии для его производства не существует, каждая отливка индивидуальна, а формовка осуществляется вручную. На ту же отливку может понадобиться несколько часов и столько же попыток, пока будет достигнут желаемый результат. Отсюда и высокая себестоимость, «потянуть» которую может далеко не каждый заказчик.
Именно поэтому мы очень ждём решения о создании в Гомеле пешеходной зоны, которая по определению будет иметь исторический уклон, а значит, без нашей продукции не обойтись. Ведь чугунное литьё не может быть ультрасовременным, оно уже само по себе традиционно. В этом отношении мы запросто можем «переплюнуть» знаменитый Арбат.
Качество гарантировано
— При этом нельзя сбрасывать со счетов экономическую составляющую. Ведь чугунное литьё — оно на века, чугун практически не подвержен коррозии. В нашем парке есть канализационные люки, установленные ещё во времена Российской империи. Им более ста лет, а выглядят как новенькие. Максимум, что может быть, это в местах, где по каким-то причинам отсутствует лакокрасочный слой, появляется так называемая первоначальная ржавчина. Но внутрь материала она не проникает и его целостность не нарушает.
За качеством литья на «Центролите» следят очень тщательно. Причём на всех этапах производства: от поступления сырья до проверки готового изделия в ОТК.
В прошлом году мы провели глубокую модернизацию заводской химической лаборатории, где исследуются химический состав и механические свойства чугуна.
На современное было заменено практически всё оборудование, после чего наши специалисты получили возможность проводить спектральный анализ 14 элементов химического состава чугуна одновременно. Уходит на это всего несколько минут. Именно поэтому некачественная продукция из ворот нашего завода не выходит, а претензии со стороны заказчиков на художественное и градостроительное литьё практически отсутствуют.
Сейчас читают:
Дочь в Москве, сестры в Калининграде. Гомельчане рассказали, что их связывает с Россией