Саше Юхнику 20 лет. У парня ДЦП (детский церебральный паралич – ред.) и прогнозы были неутешительные. Но Саша не сдался: поступил в университет, играет в футбол, завёл кучу друзей и сегодня чувствует себя полностью счастливым человеком. Как ему это удалось, рассказываем в рамках информационно-просветительской кампании «Просто дети в школе».

«Папа ушёл из семьи сразу после моего рождения»

Саша Юхник родился в городском посёлке Октябрьский Гомельской области.

Сразу после рождения у него была парализована вся правая сторона тела. Но реабилитация и упорный каждодневный труд дали свои плоды. Сейчас Саша ходит самостоятельно, может даже бегать и прыгать.

– Во всём этом, конечно, заслуга моей мамы, которая помогла не только стать на ноги, но и сделала всё, чтобы я не чувствовал себя одиноким без отца, который ушёл из семьи. Его роль на себя взял мой дедушка по материнской линии – и я, поверьте, рос счастливым ребенком, – рассказывает Саша.

– Когда ты понял, что отличаешься от сверстников?

– В лет шесть. Тогда я впервые спросил маму о том, что со мной, она ответила: «Боженька устроил тебе испытание, которое ты должен пройти». Уже позже, когда мне было десять, мама рассказала подробнее о моём диагнозе, что я такой с рождения и это на всю жизнь.

В детский сад Саша не ходил: родные мальчика решили, что этот период ему будет лучше провести в кругу семьи. Заботу о ребёнке также взяли на себя бабушка и дедушка по материнской линии.

– Конечно, были моменты, когда я думал об отце, о том, что иногда не хватает его любви и поддержки, но всё это компенсировали мне мама, бабушка и, в особенности, дедушка, который стал для меня в жизни примером мужественности и надежности.

«В гимназии мне не хватало физры, зато я до ночи играл в футбол с друзьями».

В семь лет Саша, как и все его ровесники, пошёл в первый класс местной гимназии. Благодаря семье мальчик был хорошо подготовлен и каких-то трудностей в учёбе не испытывал. Проблемы были в другом.

– Степень моего заболевания не такая, чтобы перемещаться в инвалидной коляске, поэтому в гимназию я всегда ходил сам. Диагноз выдавала лишь походка, свойственная для детей с ДЦП. И вот эта «непохожесть» давала повод для издевательств со стороны некоторых сверстников. Тогда я узнал, какими жестокими могут быть дети. Особенно допекал один из одноклассников. Долгое время его поведение ранило меня. Но в какой-то момент я нашёл в себе силы изменить отношение к ситуации – и это помогло.

Если ребёнок столкнулся с буллингом в детском коллективе или интернете, вам может помочь ресурс Pomogut и совместная кампания МТС и ЮНИСЕФ «За безопасное детство», где рассказывают, как распознать и избежать опасности в сети.

– Классный руководитель, учителя знали о проблеме?

– В начальной школе меня поддерживала классный руководитель, в средней школе большую поддержку оказывала учитель немецкого языка. Педагоги, конечно же, вступались за меня. Но знаете, есть такие дети… непробиваемые. Но в целом с остальными одноклассниками у меня сложились довольно тёплые отношения.

Ещё одна проблема, с которой столкнулся в школе Саша – это невозможность посещать уроки физкультуры.

– Сам по себе я очень активный и всегда думал: вот приду на физкультуру и наконец-таки там поиграю и в футбол, и в волейбол, и в баскетбол. Мне, конечно, учителя что-то разрешали делать на уроке, но это было 5-10% от моих возможностей и желаний. Скорее всего, боялись мне навредить. Конечно, всё это меня расстраивало. Ведь мне так хотелось со всеми вместе побегать и попрыгать. Приходилось всю энергию приносить домой. Там моим тренером была мама, мы занимались вместе.

Но полностью всю нехватку школьной физкультуры Саша компенсировал у бабушки с дедушкой в деревне. К ним внук ездил каждые каникулы!

– У меня там были друзья, и мы каждый летний вечер до одиннадцати играли в футбол. Мы дружили с шести лет, и они всегда ждали моего возвращения. И сейчас по-прежнему поддерживаем отношения, всегда рады видеть друг друга.

«В университете я расправил крылья»

Саша – будущий переводчик. На выбор факультета иностранных языков во многом повлияла любимая учительница Ирина Викторовна Король.

– Ещё со школьных времен стал чувствовать, что меня притягивают разные страны, их культура, языки. В университете у меня основной язык – немецкий, второй – английский и ещё дополнительный испанский. А ещё здесь я занимаюсь физкультурой. Да, она лечебная, но тем не менее это именно то, что я люблю: активность и движение. Меня даже не смущает, что в группе, кроме меня, нет парней.

 – А однокурсники интересовались, что с тобой?

– У нас сложились прекрасные отношения, мы на одной волне. В общежитии со мной в комнате живут ещё двое ребят – Руслан и Никита. Они заметили, что со мной что-то не так, и спросили об этом. Отношение после того, как они узнали мой диагноз, не изменилось. Мы дружим, решаем вместе бытовые вопросы, можем приготовить ужин или заказать пиццу. В университете я расправил крылья и живу счастливо полной жизнью. Мне безумно интересно учиться и дружить со сверстниками.

– Как складываются отношения с девушками?

– Мысль о девушках может подкрасться незаметно и дать подзатыльник, напомнив про возможные трудности, – с улыбкой говорит Саша. – Пока это только дружеские отношения, но это тоже прекрасно.

 – Что бы ты пожелал тем, кто сейчас, как ты говоришь, «скован своим диагнозом» и не может почувствовать себя счастливым?

– Самое главное – не сомневаться в себе, верить в себя и в то, что всё получится. Мне повезло, у меня есть поддержка моих любимых людей: мамы, бабушки, дедушки и младшей сестры Виолетты. Есть замечательная фраза о том, что мысль материальна. Мечтайте, планируйте, ставьте цели и идите к ним. Лично мне, например, помогло то, что я смог увидеть в себе обычного человека. То есть сначала смог представить себя таким, а потом, со временем, и почувствовать себя таким вот обычным счастливым человеком, который просто учится в университете, просто живёт свою жизнь как все.

Информационно-просветительская кампания «Просто дети в школе» реализуется Министерством образования Беларуси и Детским фондом (ООН) ЮНИСЕФ в Беларуси при финансовой поддержке Правительства Российской Федерации. Одна из главных целей кампании – укрепление осознания важности реализации прав ребенка с инвалидностью на получение образования совместно со сверстниками.

baranovichi24.by. Фото: Мария Амелина

Сейчас читают:

Страдающий ДЦП гомельчанин создаёт картины из теста и может починить что угодно

The post Студент с ДЦП из Гомеля: «Я обычный парень и счастливый человек» впервые появилось на baranovichi24.by.