«Никакое решение правительства Литвы не отменяет обязательств по международным соглашениям Литвы, ссылки на интересы национальной безопасности также не являются исключением. Никакие санкционные регламенты Евросоюза не распространяются на объекты инвестиций, защищенные соответствующим инвестиционным соглашением, так как это прямо противоречит Договору о функционировании ЕС», — цитирует бизнесмена независимое издание.
Он отметил, что Литва не имела права и расторгать договор транспортировки, который является самостоятельным объектом инвестиций, а также прекращать доступ к терминалу в Клайпеде, тем самым влияя на долгосрочный договор «Беларуськалий» — BKT, срок действия которого — до 2066 года.
«Желающим рассказать мне о «борьбе с режимом» или о «моральной внешней политике» просто напомню — Литва сняла все санкции со всех российских удобрений, сделав это летом 2022 года, когда уже весь мир знал о Буче, Мариуполе и обстрелах Харькова», — обратил внимание Удовицкий.
Он подчеркнул, что благодаря этому «Уралкалий», прямой конкурент «Беларуськалия», по итогам 2022 года вошел в 30 крупнейших налогоплательщиков РФ, заплатив в бюджет миллиарды долларов. При этом сама Литва потеряла сотни миллионов евро доходов от транзита калия и тысячи рабочих мест.
Как развивалась ситуация с транзитом калийных удобрений через Литву
В начале декабря 2021 года заработали санкции США против «Беларуськалия». В отличие от европейских санкций, под запрет попала вся продукция этого предприятия. В Литве, через которую проходит значительная часть транзита белорусских калийных удобрений, заявили, что намерены прекратить их перевалку. Причина — вероятность попасть под вторичные американские санкции.
21 декабря правительственная комиссия Литвы по проверке сделок стратегических предприятий объявила, что договор «Литовских железных дорог» с белорусским производителем удобрений «Беларуськалий» и изменения в нем представляют угрозу для безопасности страны. В конце года Литва приняла решение расторгнуть контракт на перевозку белорусского калия «Литовскими железными дорогами».
1 февраля 2022 года транзит калийных удобрений через Литву прекратился. В ответ Минск ввел запрет на транзит по своей территории погруженных на станциях «Литовской железной дороги» нефтепродуктов, химических и минеральных удобрений.
Потери обеих стран от принятых решений исчисляются миллиардами долларов.
На днях стало известно, что производитель калийных удобрений «Беларуськалий» начал инвестиционный арбитражный процесс против Литвы и требует возместить убытки на сумму около 1 млрд евро без учета процентов и судебных издержек.
До введения санкций через клайпедский терминал сыпучих грузов Biriu kroviniu terminalas (BKT) на суда грузилось около 10−11 млн тонн удобрений «Беларуськалия» в год. Крупнейший акционер BKT — литовский бизнесмен Игорь Удовицкий: ему принадлежат 70% акций компании. В прошлом году он намеревался выкупить оставшиеся 30% акций, принадлежащие «Беларуськалию», однако сделка так и не состоялась. Вместо этого на внеочередном собрании акционеров был изменен устав BKT, что позволяет принимать решения без представителей белорусской стороны.
Заглавное фото предоставлено - Andrea Piacquadio