Минчанин Владимир — заядлый автомобилист и любитель путешествовать. Он за рулём с 1975 года, а всю жизнь проработал в конструкторских и испытательных службах автопромышленности. Будучи на пенсии, белорус решил купить машину посвежее и взамен Opel Astra G подобрал дизельный Peugeot 308 SW. Мужчина поделился с av.by подробностями поиска, покупки и обслуживания пригнанного из Европы универсала.

Белорус купил Peugeot 308 из Европы и обслужил по полной

«OpelAstraGни разу меня не подводил!»

— Последний мой автомобиль — Opel Astra G с пробегом 290 тыс. км, выпущенный в ноябре 1999 года. Универсал был оснащён 1,8-литровым бензиновым двигателем, но я сам на него установил газобаллонное оборудование четвёртого поколения. Покупал «Опель» в 2006-м тоже самостоятельно в Германии с километражом 178 тыс. км.

До Astra G были «Жигули», Nissan Stanza/Bluebird, Opel Kadett Caravan, Audi 80 (B3) — обслуживал и ремонтировал сам. Жаль, что сейчас таких дешёвых и простых авто не выпускают.

Машину досматриваю, она ещё в хорошем состоянии — без коррозии, так как зимой не пользуюсь, а храню в гараже. Вдобавок оцинковка кузова рассчитана на 30 лет. Это простой в обслуживании и ремонте автомобиль! На нём с 2010 года совершал дальние поездки на юг и по России — порядка пяти-семи тысяч километров. Когда работал на заводе, такой возможности не было — до этого в основном ездил на дачу. Opel Astra ни разу меня не подводил, и я за счёт газового оборудования в 1,8 раза снизил затраты на топливо.

Белорус купил Peugeot 308 из Европы и обслужил по полной

— Мне больше нравятся универсалы, ведь это компактный класс на все случаи жизни: для путешествий, поездок на дачу или бизнеса. Объём багажника — от 480 до 1 480 литров. При длине 4 288 мм, раскладывая задние сиденья, получаешь 1,9-метровую площадку — можно спать, — рассказывает Владимир. — Не понимаю, зачем все гоняются за кроссоверами (Peugeot, Geely, Renault и другими), у которых багажник всего 0,320 кубометра. Значительнее расход топлива из-за большей высоты и клиренса, да и эти машины на три-четыре тысячи евро дороже. Проблема дорожного просвета на многих автомобилях решается установкой проставок.

Белорус купил Peugeot 308 из Европы и обслужил по полной

— Сейчас на пенсии захотелось сменить авто — тоже на универсал. Решил поискать с дизелем, хотя до этого были бензиновые машины. В связи с высокими пошлинами ориентировался на экземпляры возрастом 3 года — 5 лет с объёмом двигателя до 1,5 литра (пошлина выходит порядка 2,5 тысячи евро). Рассматривал и минивэны, но они не подходили по растаможке, равно как и VW Golf Variant на 1,6 л (уже около €4 100).

Сосед-дальнобойщик, владеющий Citroen C5 SW с 1.6 HDi, посоветовал обратить внимание на французские автомобили концерна Peugeot-Citroen (PSA). Их дизели, особенно новый 1.5 BlueHDi, считаются одними из лучших в Европе: подобные ставятся на Fiat, Ford и BMW. Внимательно изучив информацию в интернете, решил остановиться на Peugeot 308 SW в кузове T9 с двигателем 1.5 BlueHDi (102/131 л. с.) с ресурсом 300 тысяч километров.

Белорус купил Peugeot 308 из Европы и обслужил по полной

— Машина очень красивая, комфортная, имеет свой шарм. В числе плюсов — неплохая коррозионная стойкость за счёт алюминиевого капота, крыльев, пластмассовых бамперов, крышки багажника, оцинкованных дверей.

Рассматривал также универсал Opel Astra K с трёхцилиндровым дизелем на 1,5 л, но отказался от варианта из-за недостаточного ресурса (около 180—200 тыс. км), тонкого металла, судя по сведениям в Сети. За 2020—2021 годы выпущено 135 тысяч Astra K, однако затем их производство прекратили, а значит, могут быть проблемы с запчастями. И они дорогие.

Peugeot 308 (T9) SW изготавливали до 2024-го объёмом более 600 тысяч машин в год, и новая модель многое заимствовала от старой. Хотя предыдущая смотрится лучше.

«Машина обошлась в €12 700 с применением льготы»

— Анализируя данные по VIN-кодам, выяснил: десятая буква — это год выпуска. K обозначает 2019-й, L — 2020-й, M — 2021-й. 11—17-я буква — порядковый номер выпуска. Так пришёл к выводу, что можно определить месяц изготовления по номеру авто, если исходить из того, что производилось около 50 тысяч единиц ежемесячно. Рассчитывал взять трёх-пятилетнюю машину.

При поиске учитывал, что современные автомобили имеют ресурс всего 200—300 тыс. км. Покупать более дешёвый, «старых» годов выпуска (от пяти-семи лет и выше) и с большими пробегами на аукционах не имеет смысла: потеряешь на растаможке, а чуть позже — на ремонте. Сейчас площадки в Литве завалены немолодыми машинами.

Белорус купил Peugeot 308 из Европы и обслужил по полной

— Приведу пример. Можно взять VW Golf 2015 года с пробегом 230 тысяч и двигателем 1.4 TSI за 1 600 евро. Его мотор уже выработал свой ресурс, то есть придётся проводить капитальный ремонт с расточкой, заменой поршней и прочим, что потребует до $3 000.

Данный агрегат и без того проблемный — из-за поломок перемычек под кольца поршней, которые выводят из строя мотор. У таксистов такой 1.4 TSI на VW Polo в СНГ отказывал при пробеге 70 тыс. км. Причины — наш бензин, полученный из тяжёлой нефти, и частая работа на холостом ходу на стоянке. В итоге покупка с ремонтом обойдётся в сумму под $10 тысяч, а поездите на авто только 50—70 тыс. км. Напомню, экземпляры объёмом более полутора литров Литва сейчас не пропускает.

Белорус купил Peugeot 308 из Европы и обслужил по полной

— Обычно я сам ездил в Германию и брал там машины, но сейчас не получилось с визой… Немцы дают только учебную и по родственным связям. Поэтому, изучив информацию в интернете, выбирая сам, попытался через фирму-посредника поучаствовать в лизинговых аукционах ЕС. На них много зашарпанных авто, хотя реально отыскать и нормальный вариант. Сложность заключается в выборе и установке цены. Выигрывает тот, кто предложит большую стоимость, при этом не видя ставок соперников. Естественно, согласится ли на это собственник автомобиля — большой вопрос.

Вторая проблема: как по фото определить состояние и изъяны машины, ведь устранённые повреждения (вмятины, окрасы) не отмечаются в описании? Приводятся данные о техническом обслуживании и дефектах, замеченных экспертом. Плюс ко всему аукционы работают только с юрлицами.

В прошлом августе не удалось выиграть первые торги за «Пежо» с пробегом 70 тыс. км. Поставил 9 200 евро, а надо было бы 10 000! Второй раз ставил €8 500 за экземпляр 2019 года из Франции с 90 тыс. км — выиграл, хотя видел некоторые недостатки. На следующий день после торгов на аукционе появился вариант получше — с 80 тыс. км на одометре. Но отказываться от выигранного лота нельзя, иначе — штрафные санкции.

Белорус купил Peugeot 308 из Европы и обслужил по полной

— Моя машина цвета серый металлик выглядит прекрасно и солидно — особенно на солнце! Чистый, уютный, современный салон и хорошая шумоизоляция. Средний расход (до замены ГРМ и цепи), согласно замерам на 400 км, в городских условиях составил до 5 л на 100 км. При обгонах на трассе доходит до 6 л, при 120 км/ч — примерно 5 литров на «сотню». Если двигаться 80 км/ч и меньше — вообще до четырёх литров дизтоплива. Состояние его значительно лучше, чем у описанного в прошлогодней статье на av.by.

Белорус купил Peugeot 308 из Европы и обслужил по полной

Расценки на сопоставимые по году выпуска и пробегу Peugeot 308 SW в Беларуси (портал av.by)

— Процедура покупки следующая: подбираешь машину на сайтах сам, заключаешь договор с фирмой в Минске, участвуешь вместе с ней в аукционе, а после выигрыша компания предоставляет номер счёта посредника в Польше или Литве. Затем отправляешься в определённый банк (многие белорусские банки под санкциями) и переводишь деньги за лот и аукционный сбор, а посредники — уже в Евросоюз. Банк берёт 2% комиссии за перевод. Около четырёх недель транспорт на автовозе доставляют в Вильнюс, откуда представитель фирмы перегоняет машину в Минск на «Белтаможсервис», где её сам растаможиваешь с сотрудником компании.

Дополнительно после перевозки авто в Вильнюс оплачиваешь перевод документов с французского (€100), доставку (1 100 евро), далее — таможенные пошлины, утильсбор и прочее, включая 800 BYN фирме-посреднику. В итоге иномарка мне обошлась в 12 700 евро с применением льготной растаможки. Без неё выходило уже €14 000 — всё же дороговато. Если бы поехал в Европу сам, сэкономил бы ещё 700 евро.

Получается, что необходимо к цене аукциона добавлять около €5 500, если не имеешь льготы при растаможивании, — заключает мужчина.

«Большое ТО — 3 170 BYN, и это самая низкая цена в Минске»

— После получения автомобиля необходимо заменить ГРМ, цепь с натяжителем, фильтры и масло. Я сделал это спустя четыре месяца. Машина стояла в гараже из-за отсутствия комплектующих и их дороговизны — тогда с работой выходило 4 000 белорусских рублей!

Дело в том, что 7-миллиметровая цепь 1.5 BlueHDi оказалась слабой. Были отдельные случаи её обрыва даже при 60—65 тыс. км пробега. На моём «Пежо» она прошла 90 тыс. км. С 2020-го производитель усилил цепь до 8 мм, но для её установки надо приобрести изменённую постель с новыми распредвалами. Конструкция двигателя, как и на других моделях, довольно сложная: тут и фазорегуляторы, и прямой впрыск Common Rail, и пьезофорсунки Bosch, ГРМ с ремнём и цепью, много пластмассовых деталей и трубок.

Не обладая опытом с дизелями, решил обратиться на СТО, специализирующиеся на этом автомобиле и имеющие необходимые детали для замены и наработанную практику.

Белорус купил Peugeot 308 из Европы и обслужил по полной

— Нашёл станцию в Сенице: у них есть ремкомплекты новой постели с распредвалами, цепью, натяжителем (PSA) и ГРМ DAYCO KTBWP12080 (зубчатый ремень + ролики + помпа), которые по долговечности не уступают PSA. Детали других производителей, на мой взгляд, могут не обеспечить пробег 80—100 тыс. км.

Стоили комплектующие 2 400 BYN, работа — 600 BYN. Плюс я попросил заменить воздушный и топливный фильтры — 170 белорусских рублей. Итого — 3 170 BYN. Пожалуй, это самая низкая цена в Минске. Другие СТО просили от 3 300 до 4 000 рублей даже без замены фильтров. Работают ребята быстро и качественно, за что им большое спасибо. Кстати, по оценке мастеров, пробег 90 тыс. км соответствует реальному.

Если имеется возможность покупать комплектующие через Польшу, то детали обойдутся дешевле на 10—20%.

Белорус купил Peugeot 308 из Европы и обслужил по полной

— Мой совет тем, кто владеет Peugeot 308, 3008, 5008 с двигателем 1.5 BlueHDi: не тяните с заменой! На этой станции я видел машину (на фото), у которой оборвалась 7-миллиметровая цепь, из-за чего полетели рокеры. Хорошо ещё, что не погнулись клапаны — повезло. Хозяйка иномарки утверждала: пробег — 200 тыс. км, а покупала в Минске. Ремонтники же оценивали километраж в 350—400 тысяч. Неизвестно, когда и сколько раз менялись ГРМ с цепью. На СТО автомобиль быстро восстановили, но обошлось это женщине в 3 300 BYN.

Тем, у кого большой пробег (свыше 200 тыс. км), не стоит менять старую постель — замените только 7-миллиметровую цепь, натяжитель и ГРМ. Тогда процедура, как и в случае с 8-миллиметровой, потребует 2 100 BYN. В дальнейшем понадобится контрактный двигатель. Сейчас он дорогой: на eBay — около 3 000 евро. А через несколько лет цены снизятся. Так же, как и на Peugeot 308 SW с доработанными моторами.

Белорус купил Peugeot 308 из Европы и обслужил по полной Скриншоты с европейской базы объявлений mobile.de

Белорус купил Peugeot 308 из Европы и обслужил по полной

— Сравниваешь всё это с моим ещё не проданным Opel Astra и приходишь к выводу, что современные бэушные машины очень дорогие, затратные. Вот и думаешь: а стоило ли обновлять автомобиль? Хотя он мне тем сильнее нравится, чем больше я на нём езжу, — заключает белорус.