Тенденция последних лет: бизнес покупает автомобили в лизинг, а ежемесячные платежи вписывает в расходы. После выплаты лизинговых платежей и выкупной стоимости компания становится собственником ТС. Они ставятся на баланс компании по остаточной стоимости. И тут возникал соблазн продать эти автомобили себе, родственникам или заработать на перепродаже по рыночной цене. Казалось бы, разве такое запрещено? Адвокат Минской городской коллегии адвокатов Владислав Галуза, специализирующийся в том числе на налоговых вопросах и корпоративном праве, рассказал Onlíner, каких последствий можно ожидать.


Фото из открытых источников (иллюстративное)

Было можно, теперь нельзя

Есть два варианта дальнейших действий:

1) автомобили продают физлицам по договорам купли-продажи с указанием заниженной стоимости, которая перечисляется на счета компании, а оставшаяся часть от реальной цены передается наличкой директору;
2) автомобили продаются директору/участнику компании, их родственникам по остаточной стоимости и используются ими в личных целях либо в последующем продаются третьим лицам по рыночной цене.

«До появления в Налоговом кодексе (НК) пункта 4 статьи 33 эти операции по сути не контролировались налоговиками, однако с 2019 года камеральные и выездные проверки таких предпринимателей по операциям, связанным с реализацией авто по остаточной стоимости, заиграли новыми красками, — говорит адвокат. — Налоговый орган рассматривает подобные операции через призму статьи 33 НК и говорит о том, что действия компании были направлены на занижение налоговой базы по НДС, налогу на прибыль или УСН и занижении налоговой базы по подоходному налогу с физлиц, так как стоимость автомобилей была значительно занижена в отсутствие каких-либо экономических причин».

У налоговой есть несколько способов доказать, что цена автомобилей значительно занижена:

— договоры, по которым оформлялась реализация имущества и стоимость, отраженная в них;
— данные бухгалтерского учета о стоимости продажи имущества;
— объяснения третьих лиц о фактах приобретения имущества и порядке расчета за него;
— информация из организаций (страховщики, оценщики) и иных госорганов о реальной стоимости имущества;
— объявления о продаже имущества и его стоимости;
— цена первоначального приобретения организацией имущества;
— последующая цена реализации имущества третьим лицам;
— иные доказательства, подтверждающие реальную стоимость имущества.

И какие налоги придется доплатить?

Когда автомобиль продается стороннему физлицу: «Если компания применяет общую систему налогообложения, придется доплатить НДС и налог на прибыль за счет увеличения выручки от реализации автомобилей исходя из реальной стоимости имущества, а также подоходный налог от сумму денежных средств, полученных директором, которая будет определяться как разница между реальной стоимостью авто и стоимостью, отраженной в бухучете. Если организация применяет УСН, придется доплатить налог при УСН за счет увеличения выручки от реализации автомобилей и подоходный налог».

Когда автомобиль продается директору/участнику компании или их родственникам: «В ситуации, когда автомобили продаются должностному лицу компании (его родственнику) по заниженной стоимости, которое в последующем будет продано третьему лицу по реальной цене, компании придется доплатить НДС и налог на прибыль либо налог при УСН за счет увеличения выручки от реализации автомобилей исходя из реальной стоимости имущества, а также подоходный налог как налоговому агенту с суммы, определяемой как разница между расходами должностного лица на приобретение авто у компании и полученной оплатой стоимости авто при его последующем продаже».

Что делать, чтобы у налоговиков не возникло сомнений?

«Единственный вариант — это реализация имущества по реальной цене либо с незначительными отклонениями от такой цены, — утверждает Владислав. — Для того чтобы максимально обезопасить себя, лучше получить заключение об оценке такого имущества, чтобы в последующем стоимость имущества на дату реализации можно было подтвердить. Дополнительно необходимо сохранять все сведения о повреждениях имущества, наступлении страховых случаев, амортизации и других».