Тарпан — вымерший подвид дикой лошади. В честь этого могучего неукротимого животного в начале 70-х годов прошлого века и был назван пикап, ставший одним из самых знаковых автомобилей в истории Польши. Серийное производство Tarpan 233 запустили на заводе сельскохозяйственных машин в Познани в 1972 году. Авто быстро приобрело небывалую популярность на родине, а также в других европейских странах. Оно имело невысокую стоимость и универсальность, что позволяло использовать транспорт для различных целей.

Белорус очень бережёт редкий рамный пикап 1977 г.в.

К сожалению, сегодня «железным коням» Tarpan грозит участь животных, в честь которых их назвали. Эти автомобили — исчезающий вид. «Встретить „живой“ экземпляр можно разве что в Польше», — уверяют автоблогеры. Но нам удалось отыскать одного невымершего «зверя» в Беларуси, и его владелец любезно согласился показать пикап и поведать его историю.

Белорус очень бережёт редкий рамный пикап 1977 г.в.

— Ретроавтомобилями я увлёкся лет десять назад, — начинает свой рассказ Дмитрий. — В основном интересовался советской техникой: были у меня и «Волги», и «Победы», и «Москвичи» разных модификаций… Этот же пикап появился у меня пару лет назад. Увидев объявление о его продаже в интернете, я не смог удержаться от покупки. Уж очень интересная и редкая модель! Думаю, в Беларуси данный Tarpan единственный «выживший». Знаю, есть в стране ещё два таких автомобиля, но они не на ходу, состояние их, увы, плачевно.

Белорус очень бережёт редкий рамный пикап 1977 г.в.

— За этого «зверя» просили несколько тысяч долларов. У меня получилось хорошо поторговаться и приобрести авто за более приемлемую сумму. На тот момент продавец был единственным владельцем этого пикапа в Беларуси. Отставной военный, он пригнал Tarpan из Польши в начале 90-х. Для этого ему пришлось добиться специального разрешения местного отдела самоуправления. Вот, кстати, даже сервисная книжка из Познани сохранилась, — говорит мужчина, листая пожелтевшую «летопись» с пометками на польском языке.

Белорус очень бережёт редкий рамный пикап 1977 г.в.

— Автомобиль 1977 года выпуска — это первая модификация Tarpan. Под капотом у него находится родной бензиновый верхнеклапанный двигатель объёмом 2,1 литра. Машина заднеприводная. Позже, в 80-е годы, для нужд польской армии стали выпускаться другие модификации «Тарпана»: дизельные и бензиновые полноприводные пикапы с более мощными моторами.

Белорус очень бережёт редкий рамный пикап 1977 г.в.

— Коробка передач обычная трёхступенчатая. Тихоход развивает максимальную скорость 60—70 км/ч, при этом расходует примерно 10—12 л топлива на «сотню». Система кузова рамная: передняя подвеска рычажная, задняя — рессорная. Грузоподъёмность этого пикапа — до 500 кг. К слову, в последующих сериях авто она была увеличена до тонны.

Белорус очень бережёт редкий рамный пикап 1977 г.в.

— Раньше такие модели автомобилей назывались грузо-пассажирскими, по последней классификации они считаются грузовыми пикапами. Машина шестиместная: спереди рядом с водительским сиденьем расположен небольшой двухместный диванчик, сзади — ещё один трёхместный. Очень интересна конструкция этого авто: оно имеет подвижную перегородку между кабиной и кузовом. С помощью рычагов, расположенных под и над задним диваном, перегородка сдвигается максимально близко к переднему ряду сидений, что позволяет в случае необходимости существенно увеличить полезный объём грузового отсека. Такое решение делает Tarpan уникальным.

Белорус очень бережёт редкий рамный пикап 1977 г.в.

— В каком состоянии достался вам этот автомобиль? Наверняка пришлось приложить руку к нему перед тем, как начать активно эксплуатировать?

— На момент покупки пикап был в неплохом виде. Вполне себе «живой» экземпляр! Он заводился и уже был покрашен. К слову, его родной цвет — красно-оранжевый — всё ещё заметен под капотом. Прошлый хозяин перекрасил авто в жёлтый: «Тарпан» именно в таком цвете чаще всего встречается на старых польских проспектах, фотографиях и в каталогах.

Белорус очень бережёт редкий рамный пикап 1977 г.в.

Белорус очень бережёт редкий рамный пикап 1977 г.в.

— В общем, денег в этот автомобиль я особо не вкладывал. Но некоторые элементы подремонтировать, конечно, пришлось. Из-за того, что пикап долго стоял, его двигатель перестал заводиться. Я перебрал мотор, а также сделал занижение задней подвески, починил кое-что из электрики… Работ было немного, в целом всё оказалось исправно. Тут даже польское радио до сих пор стоит — и работает!

Белорус очень бережёт редкий рамный пикап 1977 г.в.

— Использую я авто в основном для хозяйственных нужд: перевожу грузы, мотоцикл и прочее. В общем, это моя рабочая лошадка. Большой клиренс и узкие высокие колёса позволяют достаточно уверенно ездить по бездорожью. Здесь очень удобный откидной борт, и в целом машина комфортная и полезная.

Белорус очень бережёт редкий рамный пикап 1977 г.в.

Белорус очень бережёт редкий рамный пикап 1977 г.в.

— Ну а где же искать детали на такой редкий экземпляр?

— Запчасти, в принципе, можно найти на любой автомобиль, это лишь вопрос цены и времени. Я даже колпаки оригинальные на «Тарпан» достал! Но вот разбитый подфарник давно заменить не могу: крайне сложно такой отыскать, даже в Польше нет. Остаётся ждать, мониторить базы объявлений, тематические чаты и форумы — нет-нет да и всплывает что-то интересное периодически!

Белорус очень бережёт редкий рамный пикап 1977 г.в.

Белорус очень бережёт редкий рамный пикап 1977 г.в.

— Что касается ходовой части, то многие детали подвески и двигателя в Tarpan можно заменить запасными частями от польских микроавтобусов Nysa и Zuk. Это более распространённые модели, в Беларуси их ещё достаточно, поэтому детали от них можно отыскать в продаже. Двигатель тут вообще аналог наших моторов от ГАЗ-69 и ГАЗ-20, при желании их легко найти. К слову, под капотом «Тарпана» очень большое пространство — туда хоть мерседесовский агрегат ставь! Кстати, и коробку передач в этом авто в случае чего также без проблем можно заменить механизмами из «Волги» и ГАЗ-69.

Белорус очень бережёт редкий рамный пикап 1977 г.в.

— В целом машина достаточно удобная, надёжная, хлопот за период владения она мне совершенно не доставляла. Единственный минус «Тарпана», на мой взгляд, недостаточно мощный мотор. Выдаёт он всего 70 «лошадок».

Белорус очень бережёт редкий рамный пикап 1977 г.в.

— Не по этой ли причине вы выставили свой раритет на продажу?

— Нет, причина иная. Есть у меня намётка на один интересный проект, который потребует денежных вложений. Поэтому я принял решение продать пару своих авто.

Белорус очень бережёт редкий рамный пикап 1977 г.в.

— Существует ли реальный спрос на такой эксклюзив?

— Многие интересуются, но в большинстве случаев это праздное любопытство. Необычно реагируют люди на мою машину. Думают, будто какая-то самоделка, и очень удивляются, узнав, что это первая модель польского джипа. В общем, одни пишут с целью просто поинтересоваться экземпляром, другие сразу люто сбивают стоимость — скажем так, предлагают сумму в три-четыре раза ниже запрашиваемой! А я ведь заоблачных цен не ставлю… Реальному покупателю, который действительно увлекается ретротехникой и ищет авто для себя, я всегда «скинуть» готов, но таких пока нет…