В конце прошлого столетия на свет родился новый Центробанк, который получил название «Европейский центральный банк» (ЕЦБ). Он приступил к эмиссии новой валюты, получившей название «евро». Она пришла на смену валютам тех стран, которые стали членами еврозоны и которые отказались от своих национальных денежных единиц.
По началу в еврозоне было 11 государств. Сегодня их уже 20. Это: Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Республика Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия и Эстония. Парадоксально: национальные валюты в указанных странах исчезли, а Центральные банки остались. Некоторые ЦБ были очень солидными и влиятельными институтами, причем их влияние распространялось не только на свои страны, но также на всю Европу и даже на весь мир.
Многие из европейских ЦБ были учреждены еще в XVIII-XIX вв.: Банк Испании (1782 г.), Банк Франции (1800 г.), Банк Финляндии (1812 г.), Банк Нидерландов (1814 г.), Национальный банк Австрии (1816 г.), Банк Португалии (1846 г.), Национальный банк Бельгии (1850 г.), Банк Италии (1893 г.). Некоторые Центробанки еврозоны считаются новыми институтами, учрежденными в наше время. Например, Центробанки Латвии, Литвы и Эстонии создавались с «нуля», потому что ранее эти государства были союзными республиками в составе СССР. А у Советского Союза был Госбанк СССР, а в союзных республиках своих центральных банков не было (были лишь республиканские отделения Госбанка СССР). По сути, с «нуля» также создавались в начале 1990-х годов Центробанки Словении, Словакии и Хорватии.
Но некоторые другие ЦБ еврозоны возникли не на пустом месте. Они имели своих предшественников в прошлом. Так, считается, что Центробанк Люксембурга учрежден в 1998 году. Но, оказывается, у него был предшественник – Международный банк Люксембурга, который был создан в 1856 году и занимавшийся выпуском банкнот. А в 1873 году создан Национальный банк Великого Герцогства Люксембург, наделённый правами центрального банка, в том числе выпуска банкнот.
Банк Греции, согласно официальным источникам, был учрежден в 1927 году. Но до этого, оказывается в Греции также был институт, выполнявший функции Центробанка, – Национальный банк Греции (основан в 1841 году; он и сейчас продолжает функционировать, но как коммерческий банк).
Также ЦБ Германии, называемый Бундесбанком (или Немецким федеральным банком), был официально учрежден в 1957 году. Но у него был предшественник – Рейхсбанк – центральный банк Германской империи, учрежденный в 1876 году канцлером Бисмарком, позже он стал Центробанком Веймарской республики (с 1918 по 1933 г.) и Третьего рейха (с 1933 по 1945 г.). Его правопреемниками стали Банк немецких земель и Немецкий эмиссионный банк. На базе первого из них и возник нынешний Бундесбанк, а на базе второго был создан Государственный банк ГДР. После крушения Берлинской стены в 1990 году и объединения Западной и Восточной Германии Государственный банк ГДР был ликвидирован, центральным банком объединенной Германии стал Бундесбанк.
С того времени, когда был учрежден Европейский центральный банк и страны, вошедшие в еврозону, отказались от национальных валют, они, по сути, отказались от значительной части своего национального суверенитета в пользу так называемой «Единой Европы», или «Соединенных Штатов Европы». Говорят, что лозунг о Соединённых Штатах Европы впервые озвучил Наполеон Бонапарт: будучи в изгнании на острове Святой Елены он размышлял о «великой европейской семье» c управлением наподобие «американского Конгресса», о «конфедерации великих (европейских) народов». При этом деньгами снабжать Соединенные Штаты Европы должен был Банк Франции (который был учрежден на рубеже веков по инициативе Наполеона).
Внешне некоторые Центробанки стран-членов еврозоны выглядят очень солидно, имеют «тяжелую весовую категорию», если под ней понимать величину активов (валюту баланса). У Бундесбанка активы равняются 2,66 трлн долл., у Банка Франции – 1,77 трлн, у Банка Италии – 1,38 трлн долл. Это даже больше, чем у Банка Англии (1,22 трлн долл.).
Несмотря на их солидность Центробанки стран-членов еврозоны перестали быть суверенными институтами, ведь они лишились права эмиссии немецких марок, французских франков, итальянских лир, прочих национальных валют (многие из которых имеют многовековую историю).
Не все страны, входящие в Евросоюз, отказались от своей валюты. Таковых семь. У Швеции и Чехии – шведская и чешская крона; в Румынии румынский лей; в Польше злотый; в Венгрии форинт; в Болгарии болгарский лев; а в Дании датская крона. Одну страну – Хорватию в прошлом году все-таки удалось втянуть в еврозону, она отказалась от своей денежной единицы, которая называлась «куной».
Однако центральные банки указанных семи стран-аутсайдеров также в значительной степени утратили свою свободу, поскольку по правилам ЕС все ЦБ Европейского союза обязаны входить в Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ) и подчиняться командам, идущим из Франкфурта-на-Майне (штаб-квартира ЕЦБ).
В документах ЕС записано, что целью функционирования ЕСЦБ, или просто «евро-системы», является обеспечение стабильности цен на всей территории Европейского союза и улучшение денежно-кредитного и финансового сотрудничества между еврозоной и государствами-членами ЕС, не входящими в еврозону. Процесс принятия решений в ЕСЦБ централизован через директивные органы ЕЦБ, а именно Совет управляющих и Исполнительный совет. До тех пор, пока существуют государства-члены ЕС, которые не приняли евро, также будет существовать третий орган, принимающий решения, – Генеральный совет. ЕЦБ аккуратно подтягивает к себе Центробанки-аутсайдеры (т.е. те, которые не входят в еврозону). Им даже придали статус членов ЕЦБ, но без права участия в голосовании по вопросам еврозоны, их наделили почетными правами наблюдателей и совещательным голосом.
Именно этого опасался Банк Англии, который уже в нулевые годы стал понимать, что его хотят поставить под контроль ЕЦБ и заставить отказаться от эмиссии британского фунта стерлингов. Противодействие Банка Англии этим попыткам Брюсселя и Франкфурта-на-Майне сыграло немалую роль в том, что Великобритания вышла в конце концов из Европейского союза.
Не будет большим преувеличением точка зрения целого ряда экспертов, которые парадоксальный статус Центробанков еврозоны объясняют очень просто: эти институты превратились в филиалы Европейского центрального банка. Они по сути дела уже не могут определять денежно-кредитную политику, все она перешла на уровень Франкфурта-на-Майне (штаб-квартира ЕЦБ). Именно там принимаются решения по таким ключевым вопросам, как величина денежной массы в еврозоне, ключевая ставка, распределение денежной массы по отдельным странам еврозоны, порядок и объемы кредитования, покупки и продажи ценных бумаг и др. За Центробанками стран еврозоны остается лишь практическая реализация политических решений ЕЦБ, т.е. технические вопросы.
В начале нулевых годов в законы о центральных банках стран, вошедших в еврозону, были внесены серьезные коррективы. Взять, к примеру, Германию, где действует самый крупный страновой Центробанк еврозоны. 30 апреля 2002 года были внесены поправки в Закон о Бундесбанке, которые придали ЦБ Германии его нынешнюю структуру и освободила его от некоторых обязанностей. Так, отныне Бундесбанк официально не несет ответственности за поддержание стабильности финансовой системы и не является кредитором последней инстанции.
Важным направлением деятельности ЦБ Германии является организации эмиссии и обращения банкнот евро. Но это чисто техническая функция, эмиссия осуществляется в рамках квот, устанавливаемых ЕЦБ. Бундесбанк также отвечает за инкассацию наличных денег на территории Германии, выявляет фальшивые и ветхие купюры, отвечает за банкоматы и т.д.
Далее Бундесбанк выступает как клиринговая палата и является источником рефинансирования для коммерческих банков. Коммерческие банки могут размещать в Бундесбанке (равно как и в ЕЦБ – по их выбору) деньги, превышающие резервные требования (известные как депозитные фонды). Бундесбанк поддерживает трансграничные платежи между отечественными и иностранными коммерческими банками, например, с помощью немецкой системы валовых переводов в реальном времени RTGSplus и TARGET2.
Бундесбанк также помогает осуществлять надзор за коммерческие банки в тесном сотрудничестве с немецким агентством финансового регулирования.
Наконец, Бундесбанк выступает как государственный банкир. Он открывает счета и оказывает обычные банковские услуги федеральным, государственным (земельным) и местным органам власти, а также государственным организациям социального обеспечения. Также осуществляет операции с ценными бумагами для федерального правительства.
Бундесбанк выполняет такую важную функцию как хранение валютных резервов Германии и управление ими. Под такими резервами имеются в виду все активы Бундесбанка, которые выражены в иной, чем евро валюте. Они включают золотые резервы, ценные бумаги в иностранной валюте, кредиты в иностранных банках, иностранную валюту и т.д. Валютные резервы могут быть инвестированы с целью получения прибыли, а также являются инструментом проведения интервенций на рынке в случае сильных колебаний обменного курса евро (такие интервенции проводятся по согласованию с ЕЦБ). По состоянию на март 2024 года у Бундесбанка было 3353 тонны золотых резервов.
Золотые резервы Германии являются вторыми по величине в мире после США, у которых официальный золотой запас составляет 8133 тонны. Но есть одна тонкость. Золотые резервы США находятся почти полностью на балансе американского Минфина, у американского Центробанка (ФРС США) золота совсем немного. Поэтому можно сказать, что именно Бундесбанк занимает первое место в рейтинге Центробанков по величине находящихся на балансе официальных золотых резервов.
Уж коль разговор зашел о золотых резервах, то следует отметить, что в еврозоне этого драгоценного металла, имеющего статус международных резервов, очень много. На балансе Банка Италии на март 2024 года золота было 2452 т, на балансе Банка Франции – 2437 т, на балансе Банка Нидерландов – 512 т. Итого в ЦБ четырех европейских стран (Германии, Италии, Франции и Нидерландов) находилось золотых резервов в объеме 8754 т.
Еще 505 тонн драгоценного металла находится в хранилищах ЕЦБ. С учетом запасов во всех двадцати ЦБ еврозоны величина суммарных золотых резервов в еврозоне заметно превышает 10 тысяч тонн. Известно, что сегодня в мире нигде нет золотого стандарта, в том числе в еврозоне.
Как известно, золотой стандарт (в его золотодолларовом варианте) был официально упразднен почти полвека назад – на Ямайской международной конференции 1976 года.
Вместе с тем, ЕЦБ, Бундесбанк, Банк Франции, Банк Италии и другие центральные банки еврозоны любят делать заявления, что евро является в мире самой обеспеченной золотом валютой. А некоторые эксперты полагают, что эти заявления делаются неспроста: мол, ЕЦБ вместе с Центробанками, входящими в еврозону, готовит план возвращения Европы к золотому стандарту.
Вот, например, в конце прошлого года директор по финансовым рынкам ЦБ Нидерландов с гордостью сообщил, что Центробанк сравнял свои золотые резервы по отношению к ВВП с другими странами еврозоны и наиболее «продвинутыми» странами за пределами Европы (отмечу, что это произошло не в результате увеличения физических объемов золота в резервах, а за счет повышения мировых цен на драгоценный металл). Это, как намекнул чиновник Банка Нидерландов, было политическое решение руководства ЦБ и правительства страны. По мнению руководителей Банка Нидерландов, в случае финансового кризиса цена на золото взлетит до небес, а официальные золотые резервы могут быть использованы для поддержки нового золотого стандарта.