Рынок подержанных автомобилей Беларуси показывает неплохие темпы роста. В том числе, это касается цен.

Почему так происходит, Myfin.by разобрался с помощью площадки объявлений Куфар Авто и автоэксперта, автора «Большого автоблога» Дмитрия Новицкого.

– Сейчас мы наблюдаем глобальный процесс подорожания подержанных автомобилей, который носит общемировой характер. Он связан с дефицитом новых машин, — отмечает Дмитрий Новицкий. — Причина в том, что во время прошлогодних локдаунов крупнейшие автоконцерны останавливали конвейеры, а это ударило по всей цепочке производителей комплектующих, которая до сих пор не восстановила объемы. Усугубили ситуацию пожары на заводах по производству микрочипов в Японии, а также остановки аналогичных заводов в Техасе из-за экстремальных морозов. Теперь на микрочипы повышенный спрос, и в конкуренции за поставки автопром проигрывает производителям электроники.

В итоге спрос на автомобили нечем удовлетворять. Что, в свою очередь, логично тянет вверх цены в сегменте б/у.

Те, кто не хочет переплачивать, обращают внимание на подержанные авто. Но ищут не старье, а сравнительно новые машины, у которых нет слишком очевидных проблем. Беларусь остается хоть и периферической, но частью глобального рынка, поэтому у нас наблюдаются аналогичные тенденции.

Дорожают авто не старше 10 лет

Если посмотреть на динамику цен на Куфар Авто за этот год (прим. – изменение стоимости в условных единицах, чтобы избежать влияния фактора инфляции), по наиболее популярным брендам наблюдается рост стоимости автомобилей не старше 10 лет. Это как-раз тот сегмент, который конкурирует в определенной степени с новыми авто, отмечает эксперт.

— Причем здесь мы видим еще вполне умеренный рост цен. По моим оценкам, отдельные авто могут прибавить в стоимости до 30%, — говорит Дмитрий Новицкий. — То есть те машины, которые еще вчера выставили бы на продажу за 10 тысяч условных единиц, сейчас могут продаваться за 12-13. Знаю уникальные случаи, когда авто, которые были куплены за 12 тысяч долларов три года назад, сегодня уходят за те же 12 тысяч.

А вот автомобили старше 10-ти и особенно старше 20-ти лет стремительно дешевеют, и это абсолютно логично. В таких авто мало чего осталось «живого», они требуют постоянного ремонта.

Соответственно, при небольшой стоимости, на которую можно «клюнуть», возрастает цена их эксплуатации.

Самые популярные авто в Беларуси

Лидеры белорусского рынка б/у традиционные – Volkswagen и Renault. Они же в числе лидеров и по продажам среди новых авто. Что касается Opel, то из Европы было популярно пригонять Insignia и Corsa. И эффект от этого сохраняется.

Можно прогнозировать, что скоро в этом списке станет больше Geely и LADA, считает Дмитрий Новицкий:

— Эти машины часто продаются из салонов и пока еще не вышли полноценно на вторичный рынок. То, что это не произошло уже сейчас, говорит о качестве этих марок – значит, пока люди ими довольны. По тем же причинам стоит ждать в будущем выхода Renault на лидирующие позиции.

Что касается структуры спроса, то белорусы знают, что могут найти в объявлениях относительно дешевые, но при этом еще вполне пригодные к эксплуатации авто, особенно если это Volkswagen или Audi. Некоторые такие машины можно купить даже за 2-3 тысячи долларов, относительно дешево привести их в порядок и в дальнейшем экономично эксплуатировать.

Предположу, что Opel и Ford относятся к самому дешевому сегменту. Они интересуют людей, не обладающих сколько-нибудь серьезными ресурсами, которые пытаются приобрести более-менее «живую» машину.

Также в лидерах надежные и поэтому популярные Volkswagen и Audi. Отдельно стоит отметить спрос на автомобили из Тольятти. Сейчас он проявляется во всех ценовых сегментах – от стареньких, но все еще крепких «Жигулей» до вполне конкурентоспособных XRay, Largus и Vesta.

Когда лучше покупать авто

Зима – период спада продаж автомобилей. Так было и в этом году. Но весной рынок вышел на свои привычные обороты. Сейчас мы находимся на его пике, что, несомненно, увидим на графиках за сентябрь, октябрь и ноябрь.

В декабре салоны будут поддерживать новые авто скидками и акциями, а вот «бэушка» упадет.

Но для приобретения авто зима – неплохое время, считает эксперт.

— Если вы собираетесь сделать покупку, советую отложить ее на пару месяцев и дождаться того времени, когда продавцы станут более сговорчивыми в плане скидок. В декабре-январе это более реально, чем сейчас, — советует Дмитрий Новицкий. — Могу также порекомендовать активно мониторить более свежие объявления в попытке обогнать перекупов. Там, где присутствует слово «срочно» – есть шанс купить достаточно дешево. Многие люди уезжают, и им нужно быстро получить деньги взамен своей «ласточки».

Тенденция роста цен на рынке б/у, по прогнозам эксперта, будет сохраняться в ближайшие полгода-год, пока не успокоится ситуация на мировом рынке.

— Давление «сверху», от рынка новых машин на рынок б/у, продолжится, — отмечает Дмитрий Новицкий. — В Беларуси авто подорожали еще сравнительно умеренно. Причина в благосостоянии наших людей, которое не только не растет, но даже снижается. Но в этой ситуации есть риск, что может начаться реэкспорт машин в Россию, где цены растут активнее. Если «вилка» достигнет хотя бы 1000 долларов на авто от 10 тысяч у.е. и выше, их начнут возить в Москву.