У Петра Александровича есть машина, однако пользуется он ею редко в силу того, чуть больше года назад его признали инвалидом, но с рабочей группой. Поэтому автомобиль он припарковал во дворе дома полгода назад, где транспорт и стоял до недавних пор.


Фото носит иллюстративный характер

«Даже не сообщили, что моя машина – автохлам»

«Позвонил сосед и сказал, что мою машину увезли на эвакуаторе в неизвестном направлении, – рассказывает Петр Александрович. – Естественно, я позвонил в милицию, там мне сказали, что автомобиль эвакуировали на штрафстоянку, и дали адрес. Я, конечно, сразу туда, мол, верните мне мою машину, но получил отказ: «Идите в администрацию района и получайте разрешение». А была пятница, восемь вечера. По этой причине пришлось ждать до понедельника.

В администрации я написал заявление о возврате автомобиля, и это заявление удовлетворили, о чем дали соответствующую бумагу. Тем не менее на штрафстоянке эта бумага не возымела должного действия, мне было велено дословно: «Для начала надо оплатить услуги стоянки и эвакуатора, а потом бумагой тыкать». Пришлось оплачивать с пенсии, на которую были другие планы.

Такого быть не должно, ведь мне даже не сообщили о том, что мою машину признали автохламом по той причине, что она якобы не эксплуатируется длительное время. Ну и что? Состояние машины нормальное, хоть сейчас садись и поезжай, только техосмотр пройти нужно. Но я не могу, мне здоровье пока не позволяет. Автомобиль был припаркован по всем Правилам, никому не мешал.

Писал заявления, жалобы, но как о стенку горох, одни отписки получил. Подскажите, это нормально? Получается, что если на машине не ездить, то ее признают автохламом и заберут на штрафстоянку?»

Автохлам или нет

Понятия «автохлам» в законодательстве нет, на официальном языке под этим понимают «неэксплутируемое транспортное средство». Открыв указ №348 «О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации», мы видим, что под неэксплуатируемыми транспортными средствами понимают автомобили со следующими признаками:

  • отсутствуют элементы, предусмотренные конструкцией (элементы кузова, стекла, колеса и т.п.);
  • имеются деформации кузова или повреждения, при которых участие автомобиля в дорожном движении запрещено;
  • не эксплуатируется более 6 месяцев со дня истечения техосмотра и не поддерживается в надлежащем состоянии, при котором допускается эксплуатация машины в дорожном движении.

По какому из этих признаков автомобиль Петра Александровича уволокли на штрафстоянку как автохлам, мы не знаем, никаких бумаг о том, что процедура эвакуации была проведена, автовладельцу на руки не дали, по крайней мере с его слов. Поэтому возьмем, например, третий пункт и порассуждаем над его содержанием.

Стоит машина полгода на стоянке во дворе (по ПДД), техосмотр давно закончился, при этом имеется трещина лобового стекла со стороны водителя, а при таких условиях эксплуатировать авто нельзя (п.24 гл.4 Приложение 4 к ПДД) – и всё, есть законные основания для признания такой машины неэксплуатируемой и перемещения на охраняемую автостоянку. А если машина новая?

Никакой разницы! Что «свежий» Porsche или Audi на стоянке пылится более шести месяцев после истечения срока техосмотра и не поддерживается до того состояния, при котором на такой машине можно ездить, – туда же, как неэксплуатируемое транспортное средство на штрафстоянку. А как понять, что машина не поддерживается в том состоянии, при котором на ней можно ездить?

Открываем гл.26 ПДД и читаем, при каких условиях автомобилем управлять нельзя. Например, нет на машине номерных знаков – выезжать на дорогу нельзя, а значит, автомобиль в должном состоянии не поддерживается, его могут признать неэксплуатируемым транспортным средством при условии, что техосмотр закончился полгода назад.

Вернуть по первому требованию

Что настораживает в этой истории, так это тот факт, что сама процедура признания автомобиля неэксплуатируемым грубо нарушена. В соответствии с указом №348, который упоминали выше, прежде чем признать транспортное средство неэксплуатируемым, представители местных органов управления (например, ЖЭСа) должны направить собственнику автомобиля извещение о том, чтобы этот собственник привел машину в надлежащее состояние или убрал авто на охраняемую стоянку. На это дается 30 календарных дней, и только затем машину могут принудительно эвакуировать.

А что касается получаемого разрешения от администрации района, на основании которого собственнику должны вернуть машину, то и тут мы разложим всё по полочкам. Никакого разрешения быть не должно, автомобиль возвращается собственнику на основании письменного требования, направленного в местный орган власти. То есть тут чиновник решать «да» или «нет» не может – если есть требование, то автомобиль должны вернуть.

Пункт 7 указа: Собственник (владелец) неэксплуатируемого транспортного средства вправе в течение трех месяцев со дня помещения этого транспортного средства на охраняемую стоянку подать в местный исполнительный и распорядительный орган письменное требование о его возврате. Помещенное на охраняемую стоянку неэксплуатируемое транспортное средство возвращается собственнику (владельцу) на основании этого требования. При этом собственник (владелец) неэксплуатируемого транспортного средства обязан возместить затраты, связанные с принудительным перемещением и хранением этого транспортного средства. В случае отказа от их возмещения такие затраты взыскиваются в судебном порядке.

Что касается реплик в стиле «сначала плати, а затем забирай», то это тоже незаконно. Как следует из процитированного выше пункта указа, при отказе платить деньги взыскиваются по решению суда. При этом машину должны отдать собственнику на основании поступившего требования, а не по факту оплаты услуг стоянки и эвакуатора.