Первый день без биржевых торгов долларом и евро на российском валютном рынке прошел спокойно, если не считать приостановки вывода валют с брокерских счетов — но это, скорее всего, временное решение.

Установленный на основе внебиржевых сделок курс ЦБ оказался даже чуть ниже вчерашнего биржевого, а очереди в обменники выстраиваться не стали. Но вопросов о том, как будет теперь работать валютный рынок, меньше не становится. Отвечаем на главные.

Где теперь покупать доллары? Останется ли у банков валюта?

Введение санкций против Московской биржи, НРД и НКЦ не означает, что из банков исчезнет валюта. Ее можно купить и сейчас, но где-то ее немного, а где-то ее надо заказывать заранее (после войны это обычная практика). Главная проблема при покупке валюты сейчас — сильно выросшая разница между курсом покупки и продажи (спред). Это нужно учитывать, если вы собираетесь покупать доллары или евро.

Что будет с курсом рубля?

Курс рубля в ближайшие дни просядет на 3–5%, ожидают аналитики «БКС Мир инвестиций». Делать более долгосрочные прогнозы сложно: все зависит от того, как Центробанк выстроит новую валютную инфраструктуру, в частности, от корректировки механизмов обязательной продажи валюты экспортерами и валютных интервенций ЦБ (раньше они осуществлялись на Московской бирже).

Может ли Россия жить без валютных операций на бирже?

Да, может. Теперь все операции с долларами и евро перейдут на внебиржевой рынок, где и до санкций были большие объемы торгов. Грубо говоря, курс обмена будет определяться не на основе торгов, а на основе договора между покупателем и продавцом. Насколько он будет эффективным — отдельный вопрос, обращает внимание экономист Егор Сусин. При сокращении числа участников, то есть банков с корреспондентскими счетами, доступность валюты может проседать, спреды — «разъезжаться», а рублевые курсы доллара и евро будут определяться на основе курса юаня.

Будет ли у нас теперь несколько курсов доллара — «черный» и официальный?

Скорее всего, нет. Банкир, занимающийся валютным рынком, рассказал The Bell, что для установки курса есть объективная расчетная цена внебиржевых сделок, а вмешательства государства в курсообразование нет. У курса на бирже, в обменнике и у ЦБ всегда был один знаменатель — фундаментальное значение обменного курса, связанное в последние два года с балансом экспорта и импорта, объясняет профессор факультета экономики ЕУСПб Юлия Вымятнина. В этом смысле ничего не поменялось, отмечает она.

Где теперь смотреть курс доллара и евро?

ЦБ продолжит публиковать официальные курсы валют, но теперь будет рассчитывать их на основе данных отчетности кредитных организаций по результатам заключенных операций на внебиржевом валютном рынке.

Что будет с юанем?

Юань давно занимает больше половины объема биржевых торгов. Торговля им продолжится, но все будет зависеть от того, как поведут себя крупные китайские банки. Если они откажутся работать с попавшими под санкции Мосбиржей, НКЦ и НРД, биржевая торговля юанем тоже станет невозможной. Тогда единственным способом продавать-покупать валюту (например, в рамках бюджетного правила) может стать система уполномоченных банков: ЦБ продает юани одному из специальных неподсанкционных банков, а он торгует дальше. Похожая система работала на валютном рынке в 1990-е.

Что мне с этого?

Если вы ждали коллапса российского валютного рынка, то зря — ЦБ и правительство давно готовились к закрытию торгов и имели на этот случай план, а делать курс рубля нерыночным пока не собираются. Но удар по рынку нанесен, и санкции не останутся без последствий: внешнеторговые издержки еще немного вырастут, волатильность курсов увеличится, жизнь клиентов банков и брокеров станет неудобнее, а комиссий для них станет больше.

Источник: The Bell