Валентин в прошлом году нашел в объявлениях «вроде бы неплохую машину» в одном из автохаусов. Из описания в объявлении следовало, что авто находится в хорошем состоянии и готово к эксплуатации. А что было дальше?


Фото из открытых источников (иллюстративное)

Даже техосмотр есть!

Мужчина созвонился с представителем комиссионки, а затем приехал на площадку для осмотра машины. По словам Валентина, «внешне – огонь, по кузову лишь незначительные сколы и мелкие царапины, что для «бэушки» нормально».

Продавец подталкивал к покупке своими аргументами: мол, машина «прошла техосмотр и предпродажную техническую проверку, один хозяин, бери, а то уже претенденты есть». Валентин попросил показать документы в подтверждение состояния машины. Ему показали акт проверки и оценки технического состояния, составленный комиссией, из которого следовало, что двигатель, коробка передач и сцепление, рулевое управление, карданный вал, электроприборы, системы питания и охлаждения, аккумулятор, тормозная система и шины соответствуют состоянию «норма». Короче говоря, садись и поезжай, что Валентин и сделал. За машину он отдал 32 тысячи рублей и быстро оформил ее в ГАИ.

За машину 32 тысячи – за ремонт 36 тысяч

После покупки подержанного автомобиля его нужно обслужить – заменить масло, фильтры и прочие расходники. Валентин заехал на СТО, где работы обещали выполнить к завтрашнему дню. Однако позвонили ему гораздо раньше и попросили приехать, дескать, есть вопросы.

В автосервисе Валентину на руки дали акт диагностики, внизу которого стоял знакомый постоянным читателям Автобизнеса ярко-красный штамп «Транспортное средство имеет неисправности, угрожающие безопасности движения». Участие такого автомобиля в дорожном движении не допускается, и о подобных случаях мы говорили не раз.

Итого: прогнили тормозные трубки, заедает рулевая рейка, вырезан катализатор, текут задние амортизаторы, нет защиты ДВС, повреждены трубки системы кондиционирования, разрушены сварные швы, неисправен датчик положения коленвала, треснут бачок стеклоомывателя, буксует АКПП, треснуты передние опоры заднего подрамника – и это далеко не все недочеты…

«Мы не знаем, как вы вообще до нас доехали», – сказал специалист, который проводил диагностику. На вопрос, сколько будет стоить устранение всего этого, Валентину дали предварительный расчет – 36 тысяч рублей. Это дороже стоимости автомобиля!

Покупатель позвонил продавцу, который согласился на встречу. Валентин показал ему акт диагностики, на что услышал: «Там даже техосмотр действующий имеется. Вы покупали «бэушку», что еще хотите? Машина едет? Радуйтесь». После чего покупателя попросили не отнимать у сотрудников комиссионки их драгоценное время.

Валентин посоветовался с юристами из общественного объединения защиты прав потребителей и решил написать продавцу претензию о расторжении договора купли-продажи, а если реакции на нее не будет, то обращаться с иском в суд.

Как и следовало ожидать, на требования, указанные в претензии, продавец не отреагировал, в связи с чем был подан иск. Практически первое, о чем спросили на суде у продавца: «Это ваш акт проверки и оценки технического состояния автомобиля?», на что он ответил положительно. «А как проверяли?» – продолжил судья. Ответ достоин того, чтобы его процитировать полностью: «Все позиции указаны со слов комитента (собственника автомобиля. – Прим. Автобизнеса), никаких средств не применялось, производился лишь визуальный осмотр».

Продавец настаивал: он предоставил покупателю информацию о том, что автомобиль не новый, а подержанный; покупатель мог проверить качество товара на близлежащей СТО, что ему и предложили, но он этим правом не воспользовался. Валентин собственноручно расписался в акте приема-передачи товара о том, что техническое состояние транспортного средства его устраивает, в связи с чем претензии о качестве товара не могут быть приняты. И вообще, мол, требований к качеству подержанных автомобилей в законодательстве нет. При этом от назначения экспертизы продавец отказался.

Что решил суд

Суд напомнил продавцу, что тот обязан сообщить покупателю все качественные характеристики товара. Состояние транспортного средства, оцененное им как «норма», должно определяться не визуально, а с применением специальных средств и в подходящих условиях. Визуальный осмотр транспортного средства не является проверкой и оценкой технического состояния.

Если недостатки товара не были оговорены, покупатель имеет право предъявить продавцу требования, предусмотренные законом о защите прав потребителей, что Валентин и сделал. Суд также указал, что отказ покупателя от проведения диагностики до приобретения машины не является основанием, которое освобождает продавца от передачи потребителю некачественного товара. А подпись в акте приема-передачи не освобождает от ответственности.

Суд мотивировал свое решение тем, что у Валентина нет познаний в области устройства автомобиля, договор он заключал, руководствуясь предоставленными документами и добросовестностью продавца. Обязанность проводить дополнительную проверку законом на покупателя не возложена – это лишь его право.

Доводы о том, что автомобиль «бэушный», поэтому в нем могут быть неисправности, судом приняты как несостоятельные. Заключение сервисного центра, который не рекомендовал машину к эксплуатации, не опровергнуты. Поэтому утверждения продавца о возможности использования автомобиля по его прямому назначению, мягко говоря, не нашли подтверждения. Наличие техосмотра, на которое ссылался продавец, не свидетельствует об отсутствии недостатков в момент передачи автомобиля покупателю.

Суд взыскал с ответчика 32 тысячи рублей (стоимость автомобиля), назначил компенсацию вреда в размере 600 рублей, неустойку за нарушение срока удовлетворения требований потребителя в размере 2000 рублей, а также штраф в размере 100% суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Вердикт

Продавец из автохауса «попал» в двойном размере. Такова цена неудовлетворения требований покупателя, которые были абсолютно правомерны.

Верить документам? Это право покупателя, как и его право проверить автомобиль перед покупкой на СТО. Судя по данной истории, лучше этим правом воспользоваться. А если откажут, то вывод напрашивается сам собой.