О том, что санкционная война, организованная Соединёнными Штатами против России, наносит не меньший, а, может быть, даже больший ущерб Европе, чем нашей стране, уже сказано и написано предостаточно.

Считается, что американская экономика укрепляется за счет европейской. Это действительно так, но и позиции США на фоне всей мировой экономики не укрепляются, а слабеют.

Вот оценки Международного валютного фонда по доле США в мировом валовом внутреннем продукте (ВВП), сделанные с учетом паритета покупательной способности валют к американскому доллару. В 2021 году эта доля равнялась 15,87%; в 2023 году она снизилась до 15,56%; по итогам 2024 года она, как предполагается, составит 15,50%.

В самой Америке сегодня немало политиков, которые опасаются, что особенно опасным последствием санкционной политики для США может стать ослабление американского доллара и даже утрата им статуса мировой валюты. Так, Дональд Трамп неоднократно в ходе своей предвыборной кампании отмечал, что нынешняя санкционная политика Вашингтона непродуманная, она в конечном счете ослабляет и американскую экономику, и американский доллар.

В частности, 5 сентября Дональд Трамп, выступая в Экономическом клубе в Нью-Йорке, объяснил, что санкции не должны быть затяжными, иначе вреда от них для США будет больше, чем пользы. «Я ввожу санкции и снимаю их как можно скорее, потому что в конечном итоге они убивают доллар и все, что он представляет», – сказал Трамп. «Мы должны продолжать оставаться мировой валютой, я думаю, что это важно», – заявил он, отметив, что считает необходимым «применять мощные санкции против стран, которые этого заслуживают, но затем снимать их».

Но не все согласны с этим. Вот, например, отечественный телеграм-канал «Мобилизационная экономика» следующим образом откомментировал приведённое выше заявление Трампа: «Соединённые Штаты укрепляются за счёт ослабления (финансового, промышленного, экономического) Европы. Когда Дональд Трамп говорит, что санкции США приводят к ослаблению роли доллара в мире, то это неправда. Всё как раз наоборот». 

Автор данной публикации, как и многие другие эксперты, для доказательства своей точки зрения апеллирует к статистике, которую ведет система СВИФТ. Каждый месяц эта организация дает картину платежей, проходящих через СВИФТ, по видам используемых валют. Последние данные – по итогам сентября 2024 года. И вот какая получается раскладка по ведущим валютам (%):

Доллар США – 49,07

Евро – 21,58

Британский фунт стерлингов – 6,50

Китайский юань – 4,69

Японская иена – 3,98.

А вот какой была раскладка по ведущим валютам четыре года назад, по состоянию на сентябрь 2020 года (%):

Доллар США – 38,45

Евро – 36,29

Британский фунт стерлингов – 7,04

Японская иена – 3,43

Китайский юань – 1,97

Итак, за четыре года произошли большие подвижки в валютной структуре платежей, проходящих через СВИФТ. Резко укрепили свои позиции американский доллар и китайский юань, несколько укрепилась японская иена. Несколько ослабли позиции британского фунта стерлингов и резко обвалились позиции евро.

Прирост доли доллара США за четыре года составил 10,62 процентных пункта, доля евро снизилась на 14,71 процентных пункта. Т. е. большую часть доли евро отобрал американский доллар, а остальную – китайский юань и немного японская иена. А ведь в старые добрые (для Европы) времена единая валюта ЕС доминировала в платежах, проходящих через СВИФТ (евро в 2012 году обеспечивало до 45% сделок против менее 30% у доллара).

Однако я не склонен интерпретировать эти цифры как свидетельство действительно больших успехов американского доллара, который вроде бы уже забрал почти половину всех платежных операций, проходящих через СВИФТ. Кто-то называл это «триумфом американской валюты». Думаю, он поспешил.

Новость от СВИФТ вроде бы не очень «бьётся» с другими новостями и оценками, которые демонстрируют ослабление доллара США. Так, ровно год назад, в сентябре 2023 года, экс-глава отдела валютных исследований американского инвестиционного банка Morgan Stanley и бывший экономист Международного валютного фонда (МВФ) Стивен Йен в интервью газете Die Welt заявил, что темпы дедолларизации в мире ускорились в 10 раз с начала специальной военной операции (СВО) на Украине по сравнению показателями 15-летней давности. При этом Стивен Йен в первую очередь апеллировал к статистике МВФ по валютной структуре международных резервов стран-членов. Последние данные МВФ – на конец I квартала текущего года: доля доллара США – 58,85%. Годом раньше было 59,47%. Пиковые значения этого показателя были зафиксированы в конце 1990-х годов – более 70%.

Вроде бы о дедолларизации экономик отдельных стран и всей мировой экономики нам говорят с утра до ночи каждый день. В первую очередь говорят о переходе на использование национальных валют в расчетах по внешней торговле и другим операциям между странами. Так, в августе этого года премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил, что доля национальных валют (рубля и юаня) в структуре взаимных расчетов России и Китая превысила отметку в 95 процентов. Примерно на такой же уровень использования национальных валют во взаимной торговле вышли Россия и Индия. Доля национальных валют в расчетах России и Ирана еще в прошлом году превысила 80 процентов.

Только что пришла новость: объем использования национальных валют в расчетах между странами БРИКС уже превысил масштабы расчетов в долларах, как заявил РИА «Новости» заместитель председателя Торгово-промышленной палаты межгосударственного объединения Самип Шастри.

Возникает закономерный вопрос: как увязать эти новости, свидетельствующие о дедолларизации международных платежей и расчётов с данными системы СВИФТ, которые вроде бы говорят об обратном, а именно о значительном повышении доли доллара США в трансграничных платежах и расчетах? Объяснение очень простое: все большая часть стран и во все большей мере обходят стороной систему СФИФТ, которая была создана более полувека назад (1973 г.) для информационного обеспечения платежей между компаниями и банками разных стран.

Я об истории этой организации писал неоднократно. Особо обращая внимание на то, что данная организация, будучи зарегистрированной в бельгийской юрисдикции и формально подчиняющаяся правительству Бельгии и Европейскому союзу, фактически подпала под контроль американских спецслужб и стала инструментом санкционной войны.

После мощной санкционной атаки на Россию в 2022 году многие страны, опасаясь вторичных санкций Вашингтона, стали в той или иной мере обходить стороной СВИФТ. Особенно те, которые, с нашей точки зрения, являются «дружественными». Обходными каналами, в частности, являются аналоги СВИФТ: китайская система CIPS (Cross-border Interbank Payment System) и российская СПФС (Система передачи финансовых сообщений). Кроме того, всё большую популярность приобретают трансграничные платежи и расчеты с использованием цифровых валют – как частных валют (криптовалют), так и цифровых валют центральных банков (ЦВЦБ). Правда, последние используются пока лишь в режиме «пилотных проектов». Некоторые эксперты полагают, что ЦВЦБ могут стать основным инструментом международных расчетов, что приведет к полной и окончательной смерти систему СВИФТ.

На сегодняшний день две страны – Россия и Иран – уже полностью отказались от использования системы СВИФТ. Какая часть операций сегодня осуществляется в обход системы, оценить очень трудно. Но она, безусловно, растёт. Следовательно, валютная композиция проходящих через систему СВИФТ операций становится все менее «репрезентативной». И делать на основе данных СВИФТ вывод об усилении позиций доллара США ошибочно.

Автор: Валентин Катасонов, российский экономист