С 1 января в Беларуси заработал обновленный Налоговый кодекс. Среди изменений — отменили льготы по подоходному налогу для айтишников, ввели транспортный налог и отвязали его от техосмотра, пересмотрели ставки налогов для сдающих в аренду квартиры, дачи, гаражи и парковочные места, подняли налог на прибыль для операторов электросвязи и сотовой связи. Местным властям разрешили ввести сбор за выезд за границу на машине. Специалисты поинтересовались у министра финансов Юрия Селиверстова, почему решили ввести налоговые изменения.
«Коронавирус нам же тоже никто не обещал». О том, почему урезали льготы для айтишников
В МНС ранее поясняли, что с 1 января повысили ставки подоходного налога для работников компаний — резидентов Парка высоких технологий с 9% до 13% для «консолидации доходов бюджета для борьбы с COVID-19». Юрий Селиверстов акцентирует внимание на то, что «это решение временное, на 2 года». При этом он обращает внимание на то, что для ИТ-отрасли существуют другие льготы, в том числе взносы в ФСЗН.
Компании, которые входят в ПВТ, уплачивают взносы в ФСЗН не со всей своей зарплаты работников, а только со средней по стране, с суммы, которая сверх этой суммы — страховые взносы не начисляют. То есть пенсии этим работникам рассчитываются исходя из средней получки. На то, что из-за льгот для компаний — резидентов ПВТ бюджет ФСЗН не получает значительную сумму денег, обращали ранее внимание в Госконтроле.
— Для того чтобы у ИТ-рынка были стимулы (для развития. — Прим. ред.), решение о том, что отчисления в ФСЗН платятся не в общеустановленном порядке, а для расчета берется средняя заработная плата по стране, которая, наверное, в несколько раз меньше, чем та заработная плата, которую работники (ИТ-сферы. — Прим. ред.) на самом деле получают, эта льгота остается, никуда не исчезает. Она делает привлекательной ИТ-сферу для нанимателей, для собственников ИТ-компаний. Эти льготы более чувствительны, чем подоходный налог, — отметил Юрий Селиверстов.
Министр обратил внимание на то, что подоходные налоги идут в местные бюджеты. «По сути в город Минск (многие компании, которые входят в ПВТ, находятся в столице. — Прим. ред.). Когда обсуждался вопрос о повышении подоходного налога, то в первую очередь рассматривалось, чтобы дать дополнительную поддержку учреждениям, которые в городе Минске», — уточнил министр, имея ввиду социальные объекты.
На уточняющий вопрос, что ИТ-рынку были обещаны льготы на определенный срок, но их частично урезали раньше времени, что вызвало недовольство и вопросы у многих участников отрасли, министр ответил следующее:
— Льготы да, действительно, были обещаны, они в общем-то и присутствуют. Мера временная, на общую отмену, корректировку декрета (о льготах в ИТ-отрасли. — Прим. ред.) таких вещей не принято. То что льготы были обещаны, но коронавирус нам же тоже никто не обещал. И по большому счету жизнь вносит какие-то коррективы, понадобились дополнительные затраты, причем серьезные на систему здравоохранения. Понятно, что это временно, но на сколько это временно затянется, тоже вопрос, — сказал Юрий Селиверстов.
Про транспортный налог
С 1 января отменили госпошлину за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении — теперь вместо нее будет транспортный налог. Платить придется меньше, а процесс будет отвязан от техосмотра.
Юрий Селиверстов уточнил, что введенное новшество для автовладельцев — это долгоиграющий вариант. То есть в ближайшее время эту схему на намерены пересматривать. На вопрос, почему так долго принимали решение, вводить ли транспортный налог и отвязать ли его от техосмотра, министр ответил:
— Вопрос, чтобы отвязаться от техосмотра и оставить те же ставки, требовал значительной работы, в том числе дорогостоящей по администрированию этих всех вещей. Поэтому взвешенно вместе с депутатами принято такое решение — ставки эти надо убрать в том виде, в котором они были, и сделать как по земле и недвижимости, — уточнил Юрий Селиверстов. — Как и во многих странах: есть имущество — есть на него и определенный налог. Но вопрос в том был, чтобы отвязаться от техосмотра и сделать ставки больше посильными для людей с низкими доходами, для пенсионеров. С этим решением мы таким образом разобрались.
Министр не исключает, что новая схема по транспортному налогу может поспособствовать и тому, чтобы белорусы активнее снимали с учета неэксплуатируемые автомобили и утилизировали их. В результате чего может сократиться количество автохлама.
Про сбор на выезд на авто за границу
Местным властям с 1 января разрешили ввести сбор за выезд за границу на машине — в пределах 3 базовых величин (то есть 87 рублей).
Речь идет о местном сборе за пересечение государственной границы на машине через пункты пропуска. Платить сбор нужно будет, если максимальная масса транспортного средства не превышает 5 тонн и в нем имеется не более 8 мест для сидения, помимо водителя. По сути, это касается всех легковых автомобилей. Платить его нужно будет каждый раз при выезде за границу.
— Это решение местных властей, могут ввести, а могут и нет. В зависимости, как они видят ситуацию, может такое решение и не понадобится, — уточнил Юрий Селиверстов.
На уточняющий вопрос, могут ли ввести одновременно такой сбор во всех областях, министр сказал: «Посмотрим, взвесим дополнительно, как будет развиваться ситуация».
При этом Юрий Селиверстов полагает, что даже если одна из двух соседних областей введет сбор, а вторая — нет, вряд «за сумму в три базовые есть смысл кружить из одной области в другую, чтобы пересечь границу».
Про рост налогов для сотовых операторов
По мнению министра, повышение размера налога на прибыль с 18% до 30% для операторов электросвязи и сотовой связи не должно сказаться на стоимости услуг для пользователей. «Не думаю, что отразится», — сказал глава ведомства.
В комментарии в пресс-службе А1 заявили, компания «на протяжении многих лет является одним из самых крупных налогоплательщиков из числа компаний с негосударственной формой собственности». «При этом мы выражаем сожаление в связи с тем, что телекоммуникационная и IT-отрасли снова сталкиваются с ухудшением инвестиционного климата для ведения бизнеса в Беларуси, в то время как другие страны активно поощряют инвестиции в сферах, связанных с информационными технологиями и цифровой трансформацией», — отмечали ранее в А1, но уточняли, что временное повышение ставки налога на прибыль не отразится на абонентах — «бремя налоговой нагрузки компания возьмет на себя».