Глобальная ликвидность растет. За последние три месяца мировая денежная масса выросла на 4,7 триллиона долларов. Этот стремительный рост начался, когда Федеральная резервная система США в первый раз запаниковала и отложила нормализацию баланса в июне.
С тех пор развитые страны проводят целую цепочку новых стимулирующих мер, добавляя их к уже имеющимся крупным фискальным пакетам. Многотриллионные инвестиционные пакеты, такие как Фонд нового поколения ЕС, теперь включают в себя планы масштабных дефицитных расходов.
Однако скорость обращения денег не растет. Все эти программы приводят лишь к длительной стагнации. Правительственные проекты и текущие расходы потребляют деньги с беспрецедентной скоростью.
Развитые экономики не могут жить без новых и более масштабных планов расходов. В результате увеличивается долг, снижается производительность труда и реальная заработная плата.
В недавнем отчете Bank of America показал, что рост непроизводительного долга создал серьезную проблему для экономики Соединенных Штатов. На каждый доллар нового государственного долга приходится менее пятидесяти центов валового внутреннего продукта. Соединенные Штаты утопают в непроизводительных долгах.
Однако, по крайней мере, в Соединенных Штатах наблюдается некоторый рост производительности. Если мы посмотрим на еврозону, то отрицательный мультипликативный эффект нового государственного долга будет чрезвычайно очевиден.
Несмотря на огромные планы стимулирования экономики и отрицательные номинальные ставки, еврозона уже много лет находится в состоянии стагнации.
Многие из вас, возможно, считают, что в этом виновата плохая политика и небрежное расходование государственных средств, но я думаю, что это происходит намеренно. Это медленный процесс национализации экономики. Медленно истощая сбережения среднего класса из-за постоянно снижающейся реальной заработной платы, правительство расширяет свое влияние на экономику, заручаясь поддержкой значительной части населения.
Участникам рынка это нравится. Новый план стимулирования означает большее печатание денег, что приведет к увеличению ликвидности на рынках и подстегнет многократную экспансию, несмотря на слабые экономические показатели. Однако моим уважаемым коллегам следует быть осторожнее, приветствуя следующий этап финансовых репрессий. Среди граждан растет недовольство, и так или иначе это плохо кончится.
Долговые кризисы могут проявляться не так, как раньше. Это не катаклизм, а медленное кипение, ведущее к тому же обнищанию.
Неокейнсианцы смотрят на последние четыре года развития экономики Соединенных Штатов и заявляют о своей победе. Однако для многих представителей среднего класса Соединенных Штатов их обнищание за последние четыре года было подобно обнищанию граждан Греции в 2009 году.
Когда центральные банки думают о «мягкой посадке», они имеют в виду постепенное снижение покупательной способности зарплат и депозитов. Именно это мы и испытываем, усугубляемое дополнительным бременем более высоких налогов. Мягкой посадки не существует. От мягкой посадки могут выиграть только правительственные бюрократы и те, кто может скрыть свое богатство от уничтожения денег.
Новый рост денежной массы может и не привести к новому всплеску инфляции, поскольку скорость движения денег также не растет. Однако это означает сокращение инвестиций, снижение темпов роста и производительности. Рыночные цены, многократная экспансия и «пузыри» могут появиться снова, а семьи и малый бизнес окажутся в более сложном положении.
Череда планов стимулирования экономики показывает несостоятельность кейнсианской политики. Раньше мы наблюдали внедрение новой программы расходов и снижения ставок через несколько лет после предыдущей. Теперь же правительства просто добавляют новые программы одна на другую и заявляют, что экономика вот-вот повернет за угол (выйдет из кризиса).
Государственные расходы поглощают большую часть вновь созданных денег, в результате чего производительная экономика сталкивается с уменьшением доступа к кредитам, снижением покупательной способности валюты и конфискацией богатства посредством налогов и печатания денег.
Согласно последнему отчету ОЭСР, в 2025 году инфляция составит 3,5 % при глобальном росте в 3,3 %.
Введение новых масштабных программ расходов и финансовых репрессий привело к тому, что в 80 % стран ОЭСР годовая инфляция превышает целевые показатели центральных банков. Проводится глобальная политика поглощения богатства производственного и частного секторов.
Несколько лет назад кто-то осмелился сказать: «У вас ничего не будет, но вы будете счастливы», и большинство людей поняли опасность этого обещания. Сегодня никто уже этого не говорит. Они просто медленно воплощают это в жизнь. Вы станете беднее. Защищайтесь от инфляции и финансовых репрессий, иначе вы станете зависимым подклассом. Это медленная национализация экономики.
Ранее сообщалось, что грядущий финансовый кризис в США будет страшнее 2008 года.