«Паразитизм в кубе» крепчает, «островов стабильности» всё меньше.

Я обратил внимание на одну важную метаморфозу мирового капитализма, которая произошла в ХХ веке. В начале прошлого столетия ведущие страны Запада активно наращивали экспорт капитала. В связи с чем В.И. Ленин в своей работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» даже выделил в качестве важного экономического признака империализма следующий: вывоз капитала становится преобладающим по отношению к вывозу товаров (третий из пяти экономических признаков). А уже в последние десятилетия прошлого века страны Запада стали превращаться в чистых импортеров капитала (т. е. ввоз капитала стал превышать его вывоз). Особенно в этом преуспели Соединенные Штаты Америки.

О том, какое место та или иная страна занимает в международном инвестиционном обмене, можно судить по такому статистическому документу, как «Международная инвестиционная позиция (страны)». Такой документ разрабатывают и публикуют почти все страны мира (для стран-членов МВФ это обязательный документ). В первой части этого документа даются цифры по зарубежным активам страны, которые сформировались в результате экспорта капитала в форме прямых, портфельных и прочих инвестиций. Вторая часть документа содержит данные по обязательствам страны перед иностранными инвесторами. Иначе говоря, это активы нерезидентов в данной стране. Разница между величиной зарубежных активов и обязательств страны перед иностранными инвесторами называется чистой инвестиционной позицией страны. У тех стран, которые имеют превышение активов над обязательствами, инвестиционная позиция положительная, сальдо со знаком «плюс». У тех стран, обязательства которых превышают активы, наоборот, отрицательная инвестиционная позиция, сальдо со знаком «минус».

Особый интерес представляет международная инвестиционная позиция США, которые претендуют на роль сверхдержавы и заявляют о своей миссии управлять всем миром.

В начале прошлого столетия молодой американский капитализм только становился на ноги и начинал конкурировать со старыми европейскими капитализмами – прежде всего британским и французским. Если Старый Свет, обладавший обширными колониальными и полуколониальными владениями, был чистым экспортером капитала, то Новый Свет (Соединённые Штаты) до начала Первой мировой войны был чистыми его импортёром (в первую очередь импорт английского и французского капитала, но также нарастал импорт немецкого).

Все поменяла Первая мировая война. За ее годы из чистого импортера США превратились в чистого экспортёра капитала, причем крупнейшего в мире. И такие позиции США сохраняли на протяжении примерно семи десятков лет. Еще в 1980 году чистая положительная международная инвестиционная позиция Соединенных Штатов была больше, чем общая чистая положительная инвестиционная позиция всех других стран мира, вместе взятых.

Всего шесть лет спустя, в 1986 году, США стали страной-нетто-должником. Впервые с 1914 года у них была зафиксирована отрицательная международная инвестиционная позиция в размере 107,4 млрд долл. Чистый долг США по отношению к остальному миру нарастал со стремительной скоростью. К 1990 году США стали уже крупнейшим в мире чистым должником (230,4 млрд долл.). На рубеже двух веков чистый долг Америки пересек отметку в 1 триллион долларов. 

К концу 2020 года чистая международная инвестиционная позиция страны составила отрицательные 14 триллионов долларов. В конце 2022 года отрицательная инвестиционная позиция США достигла планке в 16 триллионов долларов.

Соединённые Штаты идут с большим отрывом от других стран из клуба «чистых должников». Второе место в рейтинге чистых должников в конце 2022 года занимала Испания с показателем минус 1,10 трлн долл. А вот отрицательные показатели по некоторым другим странам из этого клуба (трлн долл.):

  • Франция – 0,89;
  • Великобритания – 0,80;
  • Австралия – 0,66;
  • Греция – 0,35;
  • Португалия – 0,25;
  • Польша – 0,25.

По некоторым оценкам, чистый долг США примерно равен суммарному показателю всех остальных стран мира из клуба чистых должников.

Конечно, важен и относительный уровень чистого долга, который измеряется как процент от величины валового внутреннего продукта (ВВП) страны. Хотя есть среди стран мира такие, у которых этот показатель выше 100%, но это в основном небольшие экономики. Такие, как Монголия, Ирландия, Греция, Замбия. А вот среди крупных экономик США вне конкуренции с показателем, равным 80% (на конец 2022 года).

Итак, США занимают в мировой экономике особое место. Они подобно магниту стягивают капиталы во всех формах (прямые, портфельные, прочие инвестиции) со всего мира. Ленин называл экспорт капитала империалистическими странами «паразитизмом в квадрате» (работа «Империализм и раскол социализма», декабрь 1916 г.). Используя эту аналогию, американскую экономику с ее непрерывно растущими чистыми заимствованиями можно назвать «паразитизмом в кубе». Причем американский паразит отсасывает капиталы как из стран третьего мира, так и ряда других стран «золотого миллиарда», значимость вторых в последние годы заметно возрастала.

Зеркальным отражением отрицательной чистой международной инвестиционной позиции США являются положительные инвестиционные позиции ведущих мировых доноров капитала. Таковыми являются (чистая международная инвестиционная позиция на 2022 год, трлн долл.):

  • Япония – 3,4;
  • Германия – 3,1;
  • Гонконг – 2,2;
  • КНР – 2,1;
  • Тайвань – 1,4;
  • Норвегия – 1,2;
  • Канада – 1,1;
  • Нидерланды – 1,0;
  • Сингапур – 1,0;
  • Швейцария – 0,8;
  • Саудовская Аравия – 0,6;
  • РФ – 0,5;
  • Южная Корея – 0,5.

Если рассматривать более детально статистику экспорта капитала ведущих стран-доноров, то мы увидим, что у многих из них главным (доминирующим) направлением экспорта является Америка. Это, в частности, четко просматривается по двум главным донорам – Японии и Германии. Баланс инвестиционных обменов США с указанными странами складывается с очень большим отрицательным сальдо для Америки. Согласно новым правилам игры (когда более эффективным способом паразитирования является не экспорт, а импорт капитала), это означает, что Япония и Германия находятся в вассальной зависимости от Америки.

Важной особенностью инвестиционного «паразитизма» Америки является то, что доходы, которые выплачиваются иностранным инвесторам в США, намного меньше тех доходов, которые американские экспортеры капитала получают за рубежом от своих инвестиций. Парадоксальный перекос! Баланс международных инвестиционных доходов представляет соотношение инвестиционных доходов, получаемых из-за границы, и доходов, уплачиваемых за границу. У США этот баланс хронически положительный. По оценкам европейских экспертов, профицит этого баланса у Америки в настоящее время составляет 2-2,5% ВВП. А максимальные значения показателя были в первой половине прошлого десятилетия – от 3 до 3,5% ВВП.

Недавно Бюро экономического анализа США (одно из основных статистических ведомств страны) опубликовало статистику по международной инвестиционной позиции США на конец 2023 года. Они свидетельствуют о серьёзных подвижках, происшедших за год. На конец 2022 года зарубежные активы США равнялись 31,63 трлн долл. Спустя год они составляли 34,54 трлн долл. Прирост за год – 2,91 трлн долл. А вот цифры по обязательствам США перед иностранными инвесторами: на конце 2022 года они равнялись 47,80 трлн долл., а спустя год – 54,31 трлн долл. Прирост обязательств составил 6,51 трлн долл.

Итак, обязательства росли намного быстрее, чем активы. В результате чистая отрицательная инвестиционная позиция США с 16,17 трлн долл. в конце 2022 года выросла до 19,77 трлн долл. в конце 2023 года. Чистый международный долг США за год вырос на 3,60 трлн долл., или почти на 23%. Таких ударных темпов наращивания своего паразитизма Америка не знала с того момента, когда стала чистым международным должником (т. е. с 1986 года).

Статистическую картину, построенную на международной инвестиционной позиции США, можно дополнить статистикой платежного баланса США. По платежному балансу можно оценить величину притока капитала в страну за определенные периоды времени. В том числе по отдельным видам инвестиций (прямые, портфельные, прочие).

Среднеквартальная величина притока в США прямых инвестиций в период с 2010 по 2019 г. включительно равнялась 80,2 млрд долл. В период с 2020 по 2023 г. включительно – 91,8 млрд долл. При этом по итогам прошлого, 2023 года среднеквартальное значение составило 98,5 млрд долл.

Теперь посмотрим на портфельные инвестиции в экономику США. В период 2010-2019 гг. среднеквартальное значение составило 125 млрд долл., в период 2020-2023 гг. – 237 млрд долл., в 2023 году – 303,2 млрд долл.

Наконец, по прочим инвестициям (кредиты и займы) показатели равнялись соответственно (млрд долл.): 32,0; 74,8; 62,6.

А теперь суммарная картина по всем видам иностранных инвестиций (среднеквартальные значения, млрд долл.): 2010-2019 гг. – 237; 2020-2023 гг. – 403; 2023 г. – 464.

То есть мы видим тенденцию к наращиванию масштабов притока иностранного капитала в США. В прошлом году эта тенденция стала еще более очевидной. Особенно быстро происходило наращивание портфельных инвестиций, доля которых в общем притоке иностранного капитала в прошлом году составляла 60-65%. Это покупка казначейских бумаг, корпоративных облигаций и акций американских компаний (до 10 процентов акционерного капитала).

Как видим, прогнозы многих зарубежных и отечественных экспертов насчет того, что заморозка российских валютных резервов, аресты других российских зарубежных активов приведут к остановке притока иностранного капитала и даже к сворачиванию иностранных активов в США, пока не находят своего подтверждения. Отчасти это можно объяснить тем, что наращивание притока капитала в Америку происходило за счёт её союзников в Европе и других частях света (Япония, Южная Корея, Австралия и др.). А инвестиционный обмен между Старым и Новым Светом, который раньше имел некоторые признаки дороги с двусторонним движением, теперь окончательно стал дорогой с односторонним движением – естественно, в сторону США.

18 апреля по итогам специального заседания Европейского совета фон дер Ляйен подтвердила тезисы экономиста Энрико Летта об оттоке трети триллиона евро в год «в основном в США».

Наибольший отток капитала происходит из Германии, которая после начала санкционной войны против России стала испытывать большие проблемы в экономике. Инвестиционный климат в Германии стал отвратительным, и немецкий бизнес стал активно переводить свои капиталы за океан. Там, за океаном, конечно, былой стабильности нет, но в сравнении с Европой Америка выглядит как «остров стабильности».

Впрочем, для крупного бизнеса, привыкшего к инвестициям в самых разных точках планеты, сегодня «островов стабильности» остаётся все меньше. Да и в Америку капиталы бегут потому, что альтернатив почти не остается.

Кстати, не могу не согласиться с теми экспертами, которые говорят, что Вашингтон проводит по всему миру политику «управляемого хаоса» и для того, чтобы обеспечивать приток капиталов в американскую экономику. Такую политику можно назвать не только «паразитизмом в кубе», но и откровенным рэкетом и бандитизмом. И совсем не факт, что Вашингтону долго удастся сохранять за Америкой статус «острова стабильности».

Хотел бы обратить внимание еще на один момент, который остается незамеченным многими экспертами. Речь идет о динамике экономического развития США. По итогам 2023 года, как с гордостью заявили статистические ведомства США, реальный (с учетом инфляции) прирост ВВП составил 3,1%. В абсолютном выражении ВВП США в 2022 году равнялся 25,35 трлн долл. В прошлом году он вырос до 26,85 трлн долл. Таким образом, прирост ВВП составил 1,50 трлн долл. А теперь давайте вспомним, каким был прирост чистой задолженности Америки по итогам 2023 года. Он составил 3,60 трлн долл. Сравнив прирост чистого долга и прирост ВВП, можно еще раз убедиться, что Америка живет не за счет собственной экономики, а за счёт других стран.

«Паразитизм в кубе»! Но любые паразиты имеют ограниченный срок жизни. Они умирают либо по причине того, что истощаются источники их питания, либо потому, что доноры превентивно уничтожают паразита. Некоторые эксперты считают, что паразитической Америке грозит второе. 

P.S. Резкое замедление роста ВВП и рост инфляции почти в два раза выше прогноза закрывают возможность снижения ключевой ставки ФРС.

Катасонов В.Ю.

Читайте также: «Американский бум 1990-х годов: такого в США больше не будет».