Автомобильная техника милиции (полиции) — такой же элемент визуального имиджа страны или города, как общественный транспорт или дизайн-код вывесок. Утверждение необычное, но это факт. А другой факт, возможно, удивит даже самих стражей порядка: их транспорт для некоторых людей — предмет изучения в историческом контексте и объект для споттинга. В публикации журналист делится с читателями фотоархивом и наблюдениями за автопарком белорусской милиции.
Споттинг, если кто не знает, это фотоохота на какой-либо транспорт. Наиболее известен авиационный споттинг, но бывают и фотографы-охотники, в чью сферу интересов входят автомобили экстренных служб. Мысленно я был таким с самого раннего детства, которое пришлось на эпоху горбачевской перестройки. Почему мысленно? Ярко-желтые с синей полосой «Волги» и «Жигули» вызывали восхищение уже тогда, только фотоаппарата с цветной пленкой у меня не было.
К концу школы родители подарили первую «мыльницу», а цветная пленка перестала быть дефицитом. Так в конце 1990-х детская идея фотографировать «милицейские машинки» переросла из мыслительного процесса в «производственный». Только на дворе уже давно был не СССР, милиционеры ездили не на желтых с синей полосой, а на темно-синих с белыми дверями автомобилях.
Это было очень интересное время, когда в автопарк милиции приходили серьезные перемены и техника иностранных марок, но дух СССР еще чувствовался. Вспоминаем автомобильную милицейскую историю по споттерским снимкам конца 1990-х — начала 2000-х.
Советское наследие: ИЖ, ВАЗ, УАЗ, ГАЗ
Автомобили, служившие в милиции БССР, продолжали оставаться в эксплуатации как минимум до начала нулевых. Всех их старательно и основательно перекрашивали согласно новому бело-синему стандарту, краски не жалели. Сейчас, к сожалению, эта расцветка уходит в прошлое, а для создания специальных цветографических схем обходятся «бездушной» самоклеющейся голубой пленкой, полосы которой наносят поверх серебристого или белого кузова.
Бело-синий стандарт придавал спецтранспорту как советского, так и европейского производства без преувеличения яркую самобытность. Что это были за машины?
Седан ИЖ-412-028 служил в курортном поселке Нарочь. Аббревиатура ППСМ расшифровывается как «патрульно-постовая служба милиции». Мигалки автомобилю то ли не полагались по штату, то ли в тихом курортном поселке и необходимости в них особой не было. В Минске таких машин у ППСМ лично я не припомню.
А вот департамент охраны минского городского управления тех лет вполне себе использовал продукцию Ижевского автозавода, в частности хетчбэки ИЖ-21251.
Классика марки ВАЗ и сейчас, наверное, пусть и редко, но еще встречается у милиции в регионах. А тогда «шестерка» была чуть ли не основным автомобилем милиции. Обратите внимание: у этой машины красно-синяя световая балка. Сейчас авто «Охраны» только с синими спецсигналами.
Вазовская «пятерка» также пользовалась большой популярностью. На этом фото у автомобиля интересное геральдическое сочетание — герб ГАИ и надпись «Специальная милиция».
Ниже — переднеприводная вазовская «восьмерка» из самых ранних партий. Такие еще называют «короткое крыло», или «восьмерка с клювом». Одно время такая машина была самым модным советским автомобилем. Конечно же, у милиции такие были.
Заметьте, у этого экземпляра трехцветные маяки. Кстати, вы знали, что эти маяки-«стаканы» Советский Союз делал не сам, а импортировал из ГДР?
Более поздняя «девятка», «длинное крыло». Одно время такие машины закупались массово как для «Охраны», так и для ГАИ. С высоты сегодняшнего дня винтажно выглядит надпись «Мiлiцыя» старославянским шрифтом на световой балке.
«Девятка с багажником», или ВАЗ-21099, также массово поступала на службу в милицию. Сегодня надпись «Дзяжурная» на милицейских машинах уже не встречается.
Автомобилей «Волга» уже тогда в милиции оставалось мало. В 2000 году ГАЗ-24 был редкостью. А этот экземпляр с громкоговорителем СГУ-60 и одним синим маяком FER — раритет вдвойне!
УАЗ «Козлик» — автомобиль милиции на все времена. Патрульно-постовая служба и сегодня использует внедорожники этого семейства, правда именно таких, как на фото, в эксплуатации уже нет.
Версию с закрытым отсеком для задержанных делал не сам УАЗ, а различные авторемонтные заводы. В Минске этим занимался АРЗ №124 Министерства обороны.
Это сейчас Skoda, а раньше были Opel, Audi, Volkswagen
Автомобили европейского производства встречались у милиции еще в советские времена. Но то были единичные случаи и только в крупных городах. После развала СССР иномарок постепенно становилось больше и больше. Взглянем на некоторые экземпляры.
Предшественник «Вектры», Opel Ascona, работал в Минской ГАИ как минимум в одном экземпляре. Бело-синяя окраска, однако, ему очень к лицу!
Легендарная в определенных кругах Audi 80 («бочка») также служила в ГАИ, но массового распространения не получила. Модель по сей день остается одной из самых редких марок в автопарке белорусской милиции.
Volkswagen Passat B4 вполне может претендовать на звание белорусского народного автомобиля десятилетия. Естественно, милиция тоже не могла не обратить внимания на эти машины. Вполне вероятно, что такие транспортные средства закупались новыми.
Про Ford и Volvo
Ford Scorpio тоже в определенной степени легендарная модель белорусского авторынка. Как минимум один экземпляр служил в ГАИ Минска, но почему-то на нем использовались синие маяки. Впрочем, для того исторического периода такой разнобой с вариантами мигалок был обыденным явлением.
А эта машина претендовала на роль первой массовой иномарки белорусской милиции. Да-да, речь о Ford Escort белорусской сборки. Несколько экземпляров милиция закупить успела, но производство быстро свернули и массовым «отечественно-иномарочным» милицейским автомобилем Ford Escort не стал.
Собирали в Беларуси и Ford Transit. Белорусской ли сборки этот экземпляр, принадлежавший «Стреле», неизвестно, но в ГАИ работал и такой.
А помнит ли кто-нибудь, что в парке «Стрелы» имелись и Volkswagen Vento? Было их немного, но именно модели VW стали одними из первых иномарок, которые для ГАИ закупались новыми. Новые «фольксвагены» для ГАИ покупают и сегодня, правда в небольших количествах (Polo Sedan, Jetta и Passat).
Volvo в ГАИ была и остается редкостью. Этот представитель 460-й модели, вероятно, вообще был единичным экземпляром.
Действительно массовыми новыми иномарками белорусской милиции суждено было стать автомобилям марки Opel. Модель Astra поколения F закупали для милиции у белорусского дилера в нескольких вариантах кузовов. Были и пятидверные хетчбэки, и универсалы, и седаны.
Впрочем, массовые закупки Opel Astra F и последовавшие за ними поставки других европейских автомобилей в сотенных количествах — это уже совсем другая эпоха и тема для отдельного рассказа.
Конечно, данный обзор не претендует на энциклопедическую точность и всеобъемлемость справочника. Не всю технику тех лет я вообще видел своими глазами, а из того, что видел, не все удалось сфотографировать. За кадром остались бело-синяя «копейка» и ИЖ «Каблук» Минской ГАИ. Нет в моей коллекции милицейских Skoda Favorit, 124-х Mercedes и эпохальных Ford Crown Victoria спецподразделения «Стрела». Транспорт милиции прошлых лет — часть автомобильной истории и, если хотите, даже визуальной культуры страны. Возможно, в те годы я был не единственным таким police-споттером и фотопробелы с целью воссоздания полной исторической картины все-таки удастся восполнить?