В начале июня увидел свет проект указа об автомобильных перевозках пассажиров. Он вызвал немало обсуждений — в первую очередь из-за предложения создать реестр такси и маршруток, по функциям напоминающий лицензирование. Недавно Ассоциация перевозчиков и диспетчеров такси пригласила участников рынка обсудить грядущие перемены в формате открытого микрофона. Какие вопросы и недовольства озвучили?


Фото носит иллюстративный характер

Краткое содержание проекта указа

Будет создан «Реестр автоперевозок пассажиров в нерегулярном сообщении», в который внесут сведения о: перевозчиках; транспортных средствах (автобусах, легковых авто, такси); водителях; диспетчерах перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении; диспетчерах такси. Для недобросовестных перевозчиков и диспетчеров предусматриваются механизмы приостановления нахождения в реестре и исключения из него.

Также проектом устанавливаются следующие нормы:

  • иностранные компании вправе оказывать услуги диспетчера перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, диспетчера такси только в случае создания ими в Беларуси юридического лица;
  • деятельность без включения в реестр запрещается;
  • диспетчеры будут обязаны использовать информационные системы и ресурсы, размещенные на территории Беларуси, передавать заказы на перевозки только перевозчикам, внесенным в реестр;
  • перевозчики будут обязаны обеспечить видеофиксацию выполнения перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении.

«Нормы проекта указа направлены на побуждение субъектов хозяйствования к соблюдению требований законодательства в сфере автоперевозок пассажиров, приема средств платежа и использования кассового оборудования, использования в своей деятельности информационных систем и ресурсов, зарегистрированных и размещенных на территории РБ, предоставления полной и достоверной информации в налоговые, правоохранительные и контрольные органы о выполненных перевозках», — считают в Минтрансе.

В ведомстве уверены: принятие документа не приведет к появлению у добросовестных перевозчиков постоянных затрат и не имеет прямой связи с установлением тарифов на перевозки. А вот игроки рынка не сомневаются, что такси будет дорожать.

Самые острые вопросы

Во время организованного Ассоциацией перевозчиков и диспетчеров такси обсуждения в формате открытого микрофона поднимались многие проблемы существования при новых правилах, в обсуждении участвовали юристы, налоговые консультанты и другие специалисты. Приводим самые острые вопросы и ответы на них.

— Если остановят водителя, который не входит в реестр, что ему грозит?

— Такие действия будут рассматривать по статье 13.3 КоАП «Незаконная предпринимательская деятельность». Юрлицо может получить штраф до 200 б. в., возможна конфискация дохода до 100%, конфискация автомобиля («орудий совершения правонарушения»). Также могут применять изъятие орудий правонарушения. В теории это может значить, что база данных (весь носитель) будет изъята до решения суда. Может быть изъят и автомобиль — с помещением на охраняемую стоянку, также до решения суда.

— А если остановят машину, входящую в реестр, но без должного оформления (без оклейки или плафона)?

— Требования к внешнему и внутреннему оформлению остались прежними. За невыполнение — приостановление действия в реестре в отношении водителя на один месяц, в отношении ТС — на три месяца. До момента, пока водитель не устранит нарушение и не проинформирует об этом Транспортную инспекцию. Причем приостановят действие в реестре не только для водителя и машины, но и для диспетчера. Эта процедура будет более подробно описана в дополнительном постановлении Совмина.

— Пассажиров о видеофиксации можно предупреждать с помощью наклейки. Но кому нужно предоставлять удаленный доступ к этим записям?

— Речь не о предоставлении записей контролирующим органам, а скорее об учете выполненных перевозок. В постановлении Совмина, которое станет дополнением указа, этот вопрос должен быть разъяснен. Очевидно, что перевозчикам нужно обеспечить выполнение закона о персональных данных.

— А где хранить полученные видеоданные в течение месяца? Для этого же понадобятся сервера, отдельные сотрудники.

— Каждый перевозчик обязан хранить эти данные. Где именно — решение самого перевозчика. Мы понимаем, что это большой объем информации, однако точно можно сказать, что сервера предоставляться не будут.

— Выходит, компания «Яндекс» будет обязана зарегистрировать в Беларуси юрлицо и завести здесь свои сервера?

— Исходя из этой редакции проекта закона — да. Если не согласятся, не смогут работать в нашей стране. При этом данные о машинах, работавших в такси, будут храниться долго. Эту информацию Транспортная инспекция «по соглашению» может передавать другим госорганам (например, Бюро по транспортному страхованию). То есть об истории работы автомобиля в такси будут знать и другие. Это стоит учитывать при страховании и при продаже ТС на вторичном рынке.

— Правда ли, что древние громоздкие таксометры могут заменить на более современное и правильное устройство?

— В указе ничего по этому поводу не говорится. Сейчас в документах в отношении устройства для расчета стоимости поездки употребляется формулировка «кассово-суммирующий аппарат, совмещенный с таксометром». Возможно, сам вид устройства претерпит изменения, станет более удобным.

Мнение: тарифы придется повышать

Приведем монолог одного из перевозчиков, который описал свое видение всей ситуации с новым законодательством:

— С приходом агрегаторов (Uber, «Яндекс») рынок изменился. Регулятор понял, что не может навести порядок. Сейчас изменили законодательство по принципу «не хотели соблюдать в малом — будут все соблюдать в большом». Всем придется хранить большой объем информации, ее могут запрашивать по любому периоду. Ни одну машину нельзя будет взять на обслуживание, если водитель не предоставит документ о нахождении в реестре. Заказы — только тем машинам, которые в базе. У нас будет доступ в реальном времени к каждому заказу. Регулятор не сильно интересуется нюансами внедрения видеофиксации и хранения роликов — это будут наши проблемы. Особенно неприятна перспектива, когда один-два водителя нарушат, а отвечать придется всему предприятию, у которого может быть 100 таксистов. Как итог — приостановка участия в реестре всего предприятия. А это фактически означает остановку работы. Предполагается, что на рынке останутся те компании, которые создадут серверы, обложатся бумагами, наймут администраторов по каждому направлению.

— На наш взгляд, работать можно, но тут же пойдет речь о поднятии тарифов, — заметили представители перевозчиков. — Чтобы обеспечить возросшую себестоимость, соблюдение режима труда и отдыха, достойную зарплату водителя и чтобы бизнес продолжал быть интересен и приносить доход.