Итальянский город Турин, где находится старейший в Европе автомобильный завод, является типичным примером промышленного упадка, с которым сталкиваются некоторые регионы континента, поскольку их автопроизводители борются с расходами на электроэнергию, низким спросом и конкуренцией со стороны Китая.
Расположенный у подножия Альп на северо-западе Италии, Турин – это место, где 125 лет назад семья Аньелли совместно основала компанию Fiat, которая сейчас является частью транснациональной корпорации Stellantis. Теперь он борется с упадком своей некогда доминирующей отрасли, о чем свидетельствует состояние его исторического завода Mirafiori.
Завод выпускает городской электромобиль Fiat 500 и два спортивных автомобиля Maserati, но из-за низкого спроса производство было приостановлено на большую часть года, а 2 800 рабочих находятся в отпуске с пониженной зарплатой.
Чтобы выжить, Fiat в 2014 году объединился с Chrysler, создав Fiat Chrysler Automobiles (FCA), а в 2021 году объединился с Peugeot, производителем PSA, чтобы сформировать Stellantis. Тем временем Турин потерял четыре своих автомобильных завода за последние четыре десятилетия.
Mirafiori – некогда символ могущества Fiat, на котором работало около 60 000 человек и выпускалось до 1 миллиона автомобилей в год, включая оригинальный Fiat 500 в период расцвета в 1960-х годах, – превратился в тень себя прежнего.
«В Турине есть запретное слово – "упадок"... Мы можем называть это как угодно... но это неопровержимый факт», – говорит Лука Давико, городской социолог из Туринского политехнического института.
В Турине и его пригородах проживает около 2,2 миллиона человек. Город попытался переосмыслить себя как туристическое направление, подчеркивая свой элегантный центр, лучшие музеи и кухню, близость к Альпам, а также как центр знаний с более чем дюжиной университетов и академий. Здесь также находится процветающая аэрокосмическая промышленность и самый успешный футбольный клуб Италии – «Ювентус».
Однако, поскольку 50-60 тысяч рабочих мест в этом регионе по-прежнему связаны с автомобильной промышленностью, настроение у рабочих Stellantis мрачное: они готовятся к общенациональной забастовке и маршу в Риме в пятницу, чтобы заставить правительство и компанию сохранить рабочие места.
Последний завод на плаву
Отражая общеотраслевые проблемы, от которых также страдает лидер европейского рынка Volkswagen, итальянский завод Stellantis в этом году выпустит менее 500 000 автомобилей, что станет самым низким показателем с 1958 года, по данным профсоюза FIM Cisl.
Mirafiori – последний автомобильный завод в Турине, его работники в основном простаивают и близки к выходу на пенсию. Средний возраст работников составляет 57-58 лет, говорят профсоюзы, а молодое поколение больше не привлекает автомобильный сектор.
Франческо Зирполи, профессор менеджмента в венецианском университете Ca‛Foscari и научный руководитель его Центра инноваций в области автомобилестроения и мобильности, говорит, что спад итальянского автомобилестроения произошел из-за того, что Stellantis скупилась на инвестиции в новые модели, особенно для своих итальянских заводов.
«Это не просто ошибка, это был выбор», – говорит он.
Переход от Fiat к Stellantis означает, что Турин больше не является главным центром проектирования и разработки продукции, добавляет Зирполи. Последние модели Fiat, Alfas и Lancias выполнены в итальянском стиле, но используют в основном французские двигатели и платформы.
Они производятся за границей, и генеральный директор Stellantis Карлос Таварес сказал, что производство одного из них – Alfa Romeo Junior – в Италии, а не в Польше, добавило бы 10 000 евро (10 900 долларов) к его розничной цене.
Будущее в другом месте
Мирафиори, известный как "город в городе", представляет собой огромный комплекс, занимающий более 2 миллионов квадратных метров. Но теперь, когда Зулианелло идет на работу, ему предстоит 15-минутная прогулка от ворот завода до сборочной линии по заброшенным помещениям.
Уволенные работники получают всего 1100 евро в месяц после вычета налогов, в то время как обычная зарплата составляет около 1600 евро. Профсоюзы говорят, что многие из них с трудом сводят концы с концами.
«Мы пережили ужасные периоды, – говорит Давиде Манаго, сотрудник FIM Cisl и работник завода, жена которого также трудится в Mirafiori. Обоих несколько раз отправляли в увольнение, но, к счастью, никогда одновременно.
Тем не менее, денег иногда «не хватало, чтобы оплатить ипотеку, а идти в банк за кредитом, чтобы поставить еду на стол, было нелегко», – говорит 49-летний Манаго, и эти воспоминания доводят его до слез: «Я боюсь вернуться к этому».
Стеллантис настаивает, что у Mirafiori есть будущее. На заводе производятся коробки передач для электрических и гибридных автомобилей, работает центр переработки автозапчастей и лаборатория аккумуляторных технологий, а в конце 2025 года начнется выпуск новой гибридной версии Fiat 500.
Турин также может выиграть, если правительство привлечет в Италию еще одного автопроизводителя, покончив со статусом Stellantis как единственного крупного национального автопроизводителя. В настоящее время ведутся переговоры с китайской компанией Dongfeng Motor Group и Chery.
Однако Манаго надеется, что его 18-летний сын и 15-летняя дочь найдут лучшие возможности в другом месте:
«Я полагаю, что их будущее будет не в Турине, возможно, даже не в Италии».
Тем временем, автопроизводитель Tellantis продлит приостановку производства своего электрического Fiat 500 до 1 ноября из-за низкого спроса. Автомобиль производится на заводе Stellantis Mirafiori в Турине, на севере Италии.
В заявлении компании Stellantis говорится, что рынок электромобилей в Европе «находится в глубоком кризисе». На фоне этого Stellantis объявила о планах временно приостановить работу нескольких своих итальянских производственных предприятий. Решение, обнародованное в среду, является ответом на то, что компания называет «жесткими рыночными условиями», и повлияет на несколько сборочных и моторных заводов по всей стране.
Планируемая приостановка запланирована на период с 11 по 29 ноября, затрагивая ключевые производственные площадки, включая Помильяно-д‛Арко, Термоли и Пратола-Серра. Среди транспортных средств, затронутых этим решением, – популярный городской автомобиль Fiat Panda, основной продукт итальянского автомобильного рынка.