Сегодня показываем диковинную самоделку минчанина Ярослава — мотоцикл с 1,4-литровым турбодизелем от VW Polo. О процессе создания проекта и его дальнейшей судьбе — в материале av.by.
«Готовых решений нет: мощность большая, и всё просто сыплется…»
С минчанином Ярославом, создателем канала MotoGO в Youtube, встречаемся в его гараже, который на привычное мужское логово никак не похож — это ж полноценная мастерская! Здесь находятся на ремонте как другие его мотоциклы, так и основы для будущих проектов. Однако сегодня на самом видном месте — турбодизельный «двухколёсник». О нём и поговорим.
— Честно говоря, не помню, как именно пришла мысль о создании турбодизельного мотоцикла. Сами по себе такие байки делают, однако чаще используют маленькие и слабенькие двигатели от мотоблоков. Грубо говоря, нашли на свалке мотор — с ним и построили…
— Я люблю быстрые мотоциклы — соответственно, главная задача заключалась в поиске мощного турбодизельного двигателя, ведь его в последующем можно будет модернизировать. Пожалуй, с возникновения идеи до старта её реализации прошло около двух недель: в процессе обдумывания не хотел переключаться на другой проект.
— Начал я с покупки TDI — всё-таки с дизелем раньше не сталкивался. Чаще работал с бензиновыми ДВС, которые казались проще. А теперь меня и дизельные моторы не пугают: разобрался в специфике работы этих силовых установок. Главной задачей было найти минимальный по габаритам агрегат. В данном случае выбор пал на трёхцилиндровый дизель от VW Polo 2004 года выпуска (он же используется в Skoda Fabia).
— Мотор короткий и высокий, но за счёт трёх цилиндров имеет в поддоне балансировочный механизм.
— Пробег имел для вас какое-либо значение?
— Нет, главное, чтобы двигатель был в рабочем состоянии. Километраж — до 200 тыс. км. Да и этот агрегат достаточно надёжный! Когда его разбирал, менял прокладки, снимал поддон и клапанную крышку — был чистенький внутри! То есть нормально обслуженный. При первом пуске после масляного сервиса не дымил и не коптил, — отмечает Ярослав.
— Сколько стоил двигатель?
— В районе 450 долларов — на тот момент на рынке это был самый дешёвый вариант. Так я поехал и сразу купил его!
«Дизельное сердце, а КПП — от бензинового BMW»
— Пришлось ли менять компоновку? Неужели мотор достаточно положить на бок без дополнительных манипуляций и переделок? Невольно вспоминается «летающий кирпич» от BMW.
— Вот как раз в двигатель лезть глубоко не пришлось. Главный вопрос в КПП: как передать крутящий момент и всю мощность на колесо? Часто такие проекты делают с «коробками» от советских мотоциклов «Днепр». В моём случае это никак не реализуешь: мощность очень большая, всё попросту посыплется...
— Так вот, здесь установлена «коробка» от мотоцикла BMW 1100. Интегрировать удалось успешно! Разве что от трансмиссии VW Polo, которая шла в комплекте с 1.4 TDI, пришлось отрезать кусочек, дабы соединить агрегаты. Грубо говоря, сделал переходной колокол.
Маховик ещё ваговский, а дальше всё переделано и выточено для сцепления BMW.
— Двигатель дизельный, «коробка» — от бензинового ДВС. У дизеля максимальные обороты в минуту — порядка 4 000—4 500, а эта КПП рассчитана на 7 500. Соответственно, на данный момент максимальная скорость на пятой передаче — около 120 км/ч. Трансмиссию в дальнейшем буду дорабатывать — менять шестерёнки внутри, чтобы скоростной лимит поднять до 150—160 км/ч. Либо чтобы ездить на скорости 100—120 км/ч при нормальных оборотах, а не пиковой нагрузке.
В общем, подружить дизель с бензиновой «коробкой» никак по-другому не получится — только изготовлением на заводе новых шестерёнок.
— Конкретно в этом двигателе мощность — 75 л. с., но программно её можно будет увеличить до 100 сил. Захочется ещё больше отдачи — потребуется установка другой турбины с последующей настройкой. В целом это уже легко делается.
Какой будет расход топлива… Если ориентироваться на заводские значения, автомобиль с 1.4 TDI потребляет около шести литров на «сотню». Учитывая, что мотоцикл значительно легче, расход тоже должен быть ниже.
— Двигатели в мотоциклах раскручиваются до куда более высоких оборотов. Выдержит ли дизельный мотор нагрузки?
— Ну, вес мотоцикла намного меньше, соответственно нагрузка окажется ниже. Вдобавок это дизель — да, ему нагреться сложнее, чем бензиновому! Однако силовая установка со всех сторон открыта — вокруг нет бампера, капота, за счёт чего мотор будет охлаждаться во время движения. Плюс ко всему проект не для ежедневной эксплуатации, так — для удовольствия и веселья. Да и на дороги общего пользования пока нельзя выезжать — могу только покататься в ГСК.
— Поворачивают двигатель для подобных проектов как удобнее — строгих правил нет. К примеру, этот 1.4 TDI в VW Polo стоял поперечно, а в моём случае установлен продольно.
— На мотоцикле поддон двигателя находится низко, расстояние до земли — всего 100 мм. С одной стороны, немного. С другой — такое же у Harley-Davidson Sportster. В целом нормальный дорожный просвет. Вдобавок трёхцилиндровый мотор весьма высокий, из-за чего поддон невозможно было сместить вверх. Если бы поднимал ещё выше, задняя подвеска смотрелась бы не так эффектно: сейчас двигатель, коробка и задний маятник идут параллельно земле.
«Тормозит мотоцикл очень хорошо — проверял!»
Когда наш герой завершил процесс синхронизации турбодизельного двигателя 1.4 TDI и трансмиссии мотоцикла BMW, наступил следующий этап — создание рамы.
— Далее я стал заниматься рамой, колёсами и подвеской. Сложно понять, как должна выглядеть финальная версия проекта, ведь 3D-эскиза не создавалось. Вижу образ в голове — руки делают! Поставил двигатель с «коробкой», имея при этом точки, к которым должна быть приделана рама, — от них и отталкивался.
— Рассчитать необходимую выносливость рамы достаточно сложно, поэтому я делал с хорошим запасом. Качественно сваривал и добавлял усиления. В случае с моим проектом очень много точек крепления как КПП, так и двигателя. Соединено всё настолько монолитно, что, даже если где-то рама треснет, остальные места контакта не позволят ей куда-либо уйти — она всё равно останется на моторе. В ближайшее время у меня будет финальная разборка под покраску — планирую повторить контроль всех швов и при необходимости снова их проварить.
— Учитывая, что двигатель достаточно тяжёлый, требовалось разработать переднюю подвеску, которая выдержит такой вес. Причём хотелось иметь возможность усилить её при необходимости. В данном случае использована вилка Girder. Мы нашли её 3D-модель на просторах интернета. Схему немного доработал, после чего отдал на лазерную резку.
— Если брать заводскую вилку, то она будет определённого размера под конкретный мотоцикл. Естественно, пришлось бы модернизировать. Лишних действий не хотелось, потому изготавливали её с нуля, чтобы не возникло осложнений. Работает она отлично: амортизаторы спереди и сзади — от обычных мотоциклов.
— Колёса — от BMW R1100 RT. С ними была проблема: нет в наличии. Переднее заказывал в Польше, а заднее — в Нидерландах. «Коробка» и маятник с редуктором тоже от BMW, но другой модели — K1100 LT, причём появились они даже раньше, чем двигатель.
— Подножки — от Harley-Davidson, руль — Yamaha XVS Bolt. Ручки, пульты и приборную панель заказывал на AliExpress — они универсальные, но сделаны в стиле «Харлея». От какой конкретно модели передняя тормозная машинка, не помню. Задний тормозной цилиндр — Suzuki.
— Какая получилась масса у мотоцикла? С учётом его объёма, видимо, есть особые требования к работе тормозной системы.
— Задний тормоз стандартный — сразу идёт система с суппортом от БМВ. Для переда взял два суппорта BMW K1100 — они отличные уже прямо с завода, но была задача купить правильную тормозную машинку, которая справлялась бы с ними. Останавливается мотоцикл очень хорошо — проверял! Рассчитываю, что общий вес достигнет порядка 250 кг.
— Сейчас перед вами достаточно сырой проект дизельного мотоцикла, — говорит мужчина. — Местами видна сварка, но в ближайшие дни буду разбирать его для контроля рамы и финальной обработки. При необходимости — снова варить, зачищать. Одним словом, наводить красоту!
Всё-таки некоторые решения при разборке будут переделаны — например, заменю водопроводные краники. Задний «хвост» напечатаем на 3D-принтере или выльем из пластика — с этим ещё не определились.
— А что планируете делать в будущем с проектом?
— Знаю, что в Беларуси даже трициклы собирали! Если это возможно, пройду сертификацию, чтобы в дальнейшем поставить его на учёт и мотоцикл имел все необходимые документы. Получится или нет — пока не знаю, но мне ничто не мешает попробовать, — с улыбкой завершает беседу Ярослав.