Переход Великобритании к экономике, в которой доминирует сфера услуг, ускоряется, в результате чего доля обрабатывающей промышленности в объеме производства достигла исторического минимума, а страна выделяется на фоне своих мировых аналогов.
Последние данные показывают, что структура экономики быстро меняется под воздействием глобальных тенденций, а также внутренних факторов, таких как Brexit и рост, все больше ориентированный на Лондон.
Теперь Британия экспортирует больше услуг (включая финансы, бухгалтерский учет, юридические консультации, управленческий консалтинг и рекламу), чем товаров, что является первым показателем среди стран Группы семи крупных развитых экономик. Более того, разрыв быстро увеличивается.
Между тем, по официальным данным, доля обрабатывающей промышленности в британском экономическом производстве упала до рекордно низкого уровня в 9,2% во втором квартале этого года по сравнению с 9,9% до пандемии COVID-19, согласно расчетам Reuters, основанным на данных национальных счетов.
Хотя объем промышленного производства почти на пятую часть превышает уровень середины 2000-х годов, в последние годы этот рост приостановился. Вместо этого сектор услуг стал движущей силой вялого экономического роста Великобритании в последние годы.Сейчас на его долю приходится 81,2% объема ВВП британской экономики, тогда как до пандемии этот показатель составлял менее 80%.
Линейные диаграммы показывают долю услуг и производства в объеме производства Великобритании в период с 1997 по 2024 год.
Управление национальной статистики не обновляло свои оценки доли каждой отрасли в экономике с тех пор, как пандемия вызвала хаос в национальных счетах, но обновление запланировано на 30 сентября. Оно, по всей видимости, подтвердит падение доли обрабатывающей промышленности в экономике. Торговая организация Make UK заявила, что это может создать проблему для имиджа британской промышленности, хотя британские производители останутся важной частью глобальных цепочек поставок, а также крупным источником занятости и местом назначения для международных инвестиций.
«Что нас действительно беспокоит... так это то, как воспринимается производство в Великобритании и в остальном мире», – сказал Фахин Хан, старший экономист производственной ассоциации Make UK.
С середины 1990-х годов доля обрабатывающей промышленности в экономике Великобритании сокращалась быстрее, чем в любой другой крупной экономике Европы.
Хан заявил, что крайне важно, чтобы новое лейбористское правительство премьер-министра Кира Стармера реализовало последовательную и долгосрочную промышленную стратегию, которой Великобритании не хватало в последние десятилетия, несмотря на различные попытки, все из которых оказались недолговечными. Производители будут ожидать более подробной информации от 30 октября.
Доминирование сектора услуг помогает объяснить усугубляющийся региональный разрыв между центром услуг – Лондоном – и регионами страны с развитой промышленностью, такими как центральные графства и север Англии. Стармер пообещал устранить этот разрыв.
Доля Лондона в национальной экономике выросла более чем на 3 процентных пункта с 2000 года и достигла 24%, при этом ни один другой регион Великобритании не увеличил свою долю за тот же период.
Торговля преобразовалась
Сдвиг в сторону услуг особенно заметен в торговых данных. Великобритания экспортировала больше услуг, чем товаров, уже шесть кварталов подряд, чего ранее не наблюдалось в торговых данных с 1950-х годов.
Во втором квартале Великобритания экспортировала рекордные 99,3 млрд фунтов ($129,6 млрд) услуг. Но экспортировала всего 76,9 млрд фунтов товаров – примерно столько же, сколько было в конце 2000-х, если скорректировать с учетом инфляции.
«Глобальный спрос на услуги во многом является движущей силой, но Великобритания также увеличивает свою долю рынка», – отметила Софи Хейл, главный экономист аналитического центра Resolution Foundation.
Подъем произошел за счет профессиональных услуг, таких как бухгалтерский учет, аутсорсинг и юридические фирмы, а не за счет экспорта финансовых услуг, который в реальном выражении упал до уровня примерно 20-летней давности – возможно, из-за Brexit.
Хотя Великобритания не сталкивается с пошлинами при продаже товаров в ЕС, бизнес-группы и данные опросов свидетельствуют о том, что экспортерам товаров по-прежнему сложнее вести торговлю из-за таможенных задержек, большего количества заполненных форм и других нетарифных барьеров.
«Большинство оценок указывают на то, что это привело к подавлению торговли Великобритании, которая особенно важна для обрабатывающей промышленности», – сказал Роб Вуд, главный экономист по Великобритании в консалтинговой компании Pantheon Macroeconomics.
Он заявил, что ожидает, что сектор услуг станет еще более доминирующим в экономике Великобритании.
«Правительства могут принимать решения, которые изменят промышленный микс – вы можете изменить образование, вы можете изменить инфраструктуру, вы можете создать стимулы для инвестиций, – сказал Вуд, – Но на горизонте ничего не видно, поэтому сдвиг, скорее всего, продолжится».
Ранее сообщалось, что белорусы тайно разрабатывали программное обеспечение для британских атомных подлодок.