Первый заместитель премьер-министра Беларуси Николай Снопков в ходе совместного заседания Палаты представителей и Совета Республики рассказал о том, к чему уже привело воздействие санкций на отечественную экономику, чего ждать в будущем, а также что в этой ситуации предпринимает правительство.
Планы внутри планов
Николай Снопков заявил, что текущая задача белорусского правительства – сохранить все социальные стандарты, несмотря на санкции. Причем влиянию последних, по его словам, в нашей стране противостоит целая система, состоящая из трех уровней.
На первом находятся особые штабы, которые быстро решают задачи отдельных отраслей и предприятий. На втором расположен республиканский оперативно-ситуационный штаб – там каждый день обсуждают сложные проблемы, решение которых требует компетенций правительства. Первый и второй уровни работают по схеме «48 часов на подготовку и 48 часов на принятие решения».
На третьем уровне находится рабочая комиссия по противодействию санкциям, имеющая обширные права, которая рассматривает системные вопросы и необходима для развернутого анализа эффектов.
Есть поводы для оптимизма?
Говоря о готовности белорусской экономики к негативному действию санкций, Снопков обратил внимание на текущие показатели. По его словам, о том, что система выстоит, говорят высокий экспорт в целом (в I квартале на 5% выше уровня аналогичного периода предыдущего года – страна в плюсе на $ 500 млн.) и в отдельных отраслях (рост на 10%, кроме поставок калия и энергоносителей), а также невиданное доселе положительное сальдо (около $ 1 млрд.).
Вице-премьер отметил, что товаров на складах остается так мало, как еще не было за последние несколько лет. По его мнению, сохраняются положительные моменты и на валютном рынке, в финансовой сфере, а также в вопросе увеличения доходов населения.
Урон от санкций исчисляется миллиардами
Отметив снижение ВВП нашей страны в первом квартале, Снопков сообщил депутатам, что санкции затронули пятую часть экономики Беларуси.
«Прямое влияние санкций затронуло порядка 20% белорусской экономики и косвенно распространилось на всю оставшуюся ее часть», – сказал первый вице-премьер.
По его словам, с июня белорусский экспорт потеряет еще около $ 1,8 млрд. из-за вступления в силу ограничений на импорт в ЕС отечественных древесины, черных металлов, цемента и шин.
В общем, по прогнозам правительства, экспорт к концу года должен снизиться на 30% – в денежном выражении это примерно $ 14 млрд.
Объем поставок нефти и нефтепродуктов, а также различных удобрений, экспорт которых нельзя перенаправить в короткие сроки, достигает $ 12 млрд.
«Проблема не только в отсутствии необходимой портовой инфраструктуры. Не только в том, что эти товары являются санкционными. Основные проблемы сегодня – это просто отказ трейдеров и владельцев танкеров брать на себя риски перевозки белорусских грузов, а также отказы европейских банков в проведении платежей», – отметил Снопков.
Помогут «ковидные» деньги?
Для поддержания устойчивой работы предприятий страны власти сохранили в виде банковских ресурсов 2,2 млрд. рублей, которые были выделены для борьбы с пандемией на 2020 и 2021 годы. Также правительство планирует следующие финансовые вливания:
- 200 млн. рублей на поддержку экспорта и усилий по импортозамещению со стороны малого и среднего бизнеса;
- дополнительно 300 млн. рублей на льготное кредитования строительства недвижимости для многодетных семей.
Субъектам хозяйствования увеличат срок списания курсовых разниц – теперь это можно будет сделать до конца 2025 года. Уже активно применяются такие инструменты, как отсрочка налоговых выплат, кредитов и арендной платы.
Россия и Китай спасают торговлю...
Основными экспортными направлениями для нашей страны в условиях санкций стали Россия и Китай – по словам Снопкова, на них в марте пришлось 60% белорусских поставок.
На российском направлении планируется увеличение экспорта на $ 6,4 млрд., что на 40% больше показателей прошлого года. В Китай в этом году собираются поставить продукции в объеме $ 2 млрд., около половины которого составят продукты питания.
В плане замены потерянного импорта Беларусь также ориентируется на Россию и Китай – за первый квартал поставки из двух стран, не считая энергоносителей, увеличились на $ 473 млн.
...и логистику
Снопков коснулся и темы создания новых транспортно-логистических цепочек. По его словам, из-за всех ограничений грузооборот транспорта в нашей стране за январь-апрель упал на 9%, а в простое оказалось около трети всего автопарка. Сейчас работа ведется в отношении увеличения числа разрешений на грузоперевозки со стороны стран Средней Азии и Кавказа, а также России и КНР.
Первый вице-премьер также заявил, что из-за закрытия украинской границы и санкций Литвы белорусская железная дорога не смогла перевезти 26 млн. тонн грузов. Компенсировать потери в некоторой степени помогает увеличение на 11% контейнерных перевозок в Китай