Саудовская Аравия отказалась продлевать договор с США об обязательной торговле нефтью только в американских долларах. Решение Саудовской Аравии меняет мировой расклад на нефтегазовом и валютном рынке.

Этот договор был заключен 9 июня 1974 года в качестве гарантии для получения военной и иной помощи от США. Данные договоренности были приняты после отмены золотого стандарта в США в 1971 году и нефтяного кризиса 1973-1974 годов.

Саудовская Аравия уже давно прорабатывала вопрос о возможности торговли своей нефтью в альтернативных валютах. Год назад королевство заключило своповое соглашение с Китаем по продаже своей нефти за юани, что было воспринято США как своеобразный демарш.

Отказ от продления соглашения не означает, что королевство сиюминутно перейдет на торговлю своей нефтью в других валютах, но оно сигнализирует о постепенном, но планомерном сокращении использования доллара США крупными производителями и потребителями нефти, а значит – об ослаблении доллара США как мировой резервной валюты.

Саудовская Аравия является вторым по объему после России поставщиком нефти в Китай: в 2023 году Пекин приобрел у Эль-Рияда 85,96 млн тонн нефти.

Китай не единственная страна, с которой королевство готово вести торговлю в национальных валютах. В начале 2023 года Саудовская Аравия подписала соглашение с Бразилией о принятии бразильского реала вместо доллара для закупок нефти.

Мало того, Саудовская Аравия готова не только торговать в других национальных валютах, но и присматривается к новым цифровым инструментам. Центральный банк Саудовской Аравии (SAMA) стал участником проекта mBridge Банка международных расчетов для облегчения проведения трансграничных платежей. SAMA планирует оценить возможность использования национальных цифровых валют различных центральных банков для повышения эффективности трансграничных платежей и расчетов между коммерческими банками.

Кроме того, Саудовская Аравия рассматривает возможность вступления в БРИКС. Россия, как один из ключевых игроков этого объединения, предложила странам-участницам объединения механизм трансграничных платежей, основанный на расчетной платформе BRICS Bridge. Чтобы механизм заработал, предстоит выпустить цифровые активы центральных банков стран БРИКС, аналогичные токенам, привязав их стоимость к национальным валютам стран-участниц соглашения, пишет «Энергетическая политика».

Почему Саудовская Аравия подписала в 1974 году соглашение с США, подразумевающее нефть в обмен на безопасность? И почему теперь подписание подобного договора или продление старого вряд ли возможно?

«Как нефтяное государство, Саудовская Аравия была открыта только в 60–70-х годах ХХ века, месторождения нефти здесь были найдены позже, чем в Персии, то есть на территории нынешнего Ирана. А США стало понятно, что из экспортеров нефти они превращаются в нетто-импортеров.

А Вторая мировая война показала, что нефть – это главный стратегический товар, потому что одна из причин проигрыша Германии во Второй мировой – это в том числе дефицит нефти. Например, взятие Сталинграда было важно в том числе потому, что это открывало дорогу к кавказской нефти. Именно тогда нефть прозвали кровью войны: флот на жидком топливе более маневренный и быстрый, чем на угле, жидкое топливо нужно авиации, танкам и любой моторной технике. А после Второй мировой США сразу вступили в холодную войну с Советским Союзом. И для глобального противостояния нужны были большие запасы нефти. Поэтому логично, что США хотели замкнуть на себе нефть Саудовской Аравии и получить эксклюзивные условия поставки нефти», – рассказывает Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности.

«Взамен США давали Саудовской Аравии гарантии безопасности и затягивали их в свой капиталистический блок в противовес социалистическому блоку. На Ближнем Востоке тоже происходила борьба между США и СССР. Что представляла из себя Саудовская Аравия в те годы? Это было довольно слабое региональное государство, где были межклановые войны, борьба за власть, поэтому Саудовской Аравии нужна была внешняя защита, гарантия безопасности, которую готовы были дать США», – отмечает Игорь Юшков.

На Ближнем Востоке в то время тоже было очень жарко: буквально в октябре 1973 года случилась война Судного дня – военный конфликт между коалицией арабских государств и Израилем.

«Поэтому обеим сторонам было выгодно подписать это соглашение – безопасность в обмен на нефть», – добавляет эксперт.

Однако если тогда подобное соглашение было логично, то сейчас – нет. Во-первых, Саудовская Аравия стала сильным государством и региональным игроком на Ближнем Востоке. Во-вторых, США прошли обратный путь – из импортера нефти снова превратились в экспортера нефти, и саудовская нефть им уже так не нужна, как в прошлом веке, пишет «Взгляд».