В июне состоялось публичное обсуждение проекта указа «Об автомобильных перевозках пассажиров», информация о подготовке которого в том или ином виде циркулирует с 2020 года. Самые обсуждаемые изменения, которые вскоре могут стать реальными требованиями закона: видеокамера в каждом такси и появление реестра, по функциям напоминающего лицензирование. Мы уже поговорили о возможных переменах с игроками рынка, а теперь услышали мнение Министерства транспорта и коммуникаций.


Фото из открытых источников (иллюстративное)

Проект указа

С текстом проекта указа можно ознакомиться по ссылке. Но есть и, скажем так, краткое содержание. В частности, предусматривается создание «Реестра автоперевозок пассажиров в нерегулярном сообщении», в который включаются сведения о:

  • перевозчиках;
  • транспортных средствах (автобусах, легковых авто, такси);
  • водителях;
  • диспетчерах перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении;
  • диспетчерах такси.

Для недобросовестных перевозчиков и диспетчеров предусматриваются механизмы приостановления нахождения и исключения из реестра.

Также проектом устанавливаются следующие нормы:

  • иностранные компании вправе оказывать услуги диспетчера перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, диспетчера такси только в случае создания ими в Беларуси юридического лица;
  • деятельность без включения в реестр запрещается;
  • диспетчеры будут обязаны использовать информационные системы и ресурсы, размещенные на территории Беларуси, передавать заказы на перевозки только перевозчикам, внесенным в реестр;
  • перевозчики будут обязаны обеспечить видеофиксацию выполнения перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении.

Что сообщили в Министерстве транспорта и коммуникаций

Мы обращались в Министерство транспорта и коммуникаций с просьбой предоставить дополнительные разъяснения основных положений проекта указа. И получили ответ. В частности, в министерстве отмечают, что проект указа разработан для решения вопросов обеспечения национальной безопасности, безопасности автомобильных перевозок пассажиров, создания условий для добросовестной конкуренции и повышения качества оказываемых услуг.

Там пояснили, что проектом указа предлагается установить механизм допуска к рынку автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, в том числе автомобилями-такси, путем создания государственного реестра, куда будут включаться уже перечисленные выше сведения.

— Основным критерием для включения в реестр служит соответствие транспортных средств, водителей, диспетчеров уже установленным Законом Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. №278-3 «Об автомобильном транспорте и транспортных перевозках» и Правилами автомобильных перевозок пассажиров, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. №972, требованиям, — отметили в Минтрансе.

В министерстве считают, что проект указа содержит актуальные предложения по разрешению злободневных вопросов рынка перевозок пассажиров. Среди таких проблемных вопросов называются:

  • предоставление диспетчерских услуг субъектами хозяйствования, не зарегистрированными на территории Республики Беларусь, с систематическими нарушениями законодательства в области транспортной деятельности;
  • предоставление транспортных услуг в сфере перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении с систематическими нарушениями;
  • отсутствие возможности установления факта выполнения автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении при совершении ДТП;
  • отсутствие статистических данных об участвующих в автомобильных перевозках пассажиров в нерегулярном сообщении диспетчерах, перевозчиках, транспортных средствах и водителях.

— Нормы проекта указа направлены на побуждение субъектов хозяйствования к соблюдению требований законодательства в сфере автомобильных перевозок пассажиров, приема средств платежа и использования кассового оборудования, использования в своей деятельности информационных систем и ресурсов, зарегистрированных и размещенных на территории Республики Беларусь, предоставления полной и достоверной информации в налоговые, правоохранительные и контрольные органы о выполненных перевозках, —подчеркивают в Министерстве транспорта и коммуникаций.

А цены на такси вырастут?

Отдельной темой при нашем общении с перевозчиками и крупными игроками рынка звучало возможное увеличение тарифов после принятия изменений в законодательстве. В Министерстве транспорта и коммуникаций не проводят подобных параллелей.

— В настоящее время тарифы на перевозки пассажиров формируются фактически диспетчерами такси, — отмечают в Минтрансе. — Например, к максимальному тарифу может быть применен алгоритм «высокого спроса», который зависит от соотношения локального количества уже свободных автомобилей, количества освобождающихся от заказов водителей в конкретное время и величины спроса (количество пользователей, открывающих приложение в такое время). Размер, срок действия такого алгоритма устанавливается автоматически, исходя из имеющихся у диспетчера такси технических и статистических данных о спросе на услуги перевозки и доступных автомобилей. Указанный алгоритм носит универсальный характер и распространяется на всех пользователей, размещающих заказ в определенном тарифе, местности и в определенное время при наличии обстоятельств, обуславливающих применение данного алгоритма (например, в случае ухудшения дорожной ситуации).

— Принятие Указа не приведет к появлению у добросовестных перевозчиков постоянных затрат и не имеет прямой зависимости с установлением тарифов на перевозки, — утверждают в Министерстве транспорта и коммуникаций.