Примерно в 320 млн долларов оценивается ответ Минска на санкции, несколькими днями ранее введенными в отношении нынешних властей Беларуси со стороны ЕС, США, Великобритании и Канады.
Как подсчитало «Завтра твоей страны», 320 млн долларов – это объем импорта из недружественных стран в 2020 году товаров, запрет на ввоз которых введен недавним постановлением правительства Беларуси «в целях обеспечения защиты национальных интересов».
В число «недружественных стран», производителей которых коснутся контрсакнции, попали ЕС, США, Великобритания и Канада, а также присоединившиеся к предыдущим санкционным пакетам Европейского союза Норвегия, Албания, Исландия, Северная Македония, Черногория и Швейцария.
Что и откуда запрещается теперь к ввозу в Беларусь?
Если ориентироваться показатели 2020 года, эти санкции прежде всго бьют по интересам стран-членов Евросоюза, а среди его участников — Польши. Около 300 млн долларов из общей суммы приходится на подсанкционные товары из Евросоюза и больше половины – это польская продукция.
Готовя «симметричный ответ», правительство Романа Головченко переняло российский опыт 2014 года и перекрыло поставки продовольственных товаров. Больше всего досталось фруктам – по тем позициям, импорт которых запрещен, в прошлом году в Беларусь было ввезено продукции почти на 215 млн долларов. Это яблоки почти на 130 млн долларов (90 млн из них – польские), цитрусовые и различные ягоды (по 30 млн долларов), вишни с абрикосами (20 млн долларов) и другая продукция аграрной Европы.
Второй по объемам идет продукция европейской кондитерской индустрии. Под запрет попадают сладости на сумму около 40 млн долларов.
Третья группа товаров — это мясо на сумму около 20 млн долларов. Также в запретный список вошли молочные продукты (их импорт в прошлом году составил свыше 12 млн долларов), овощи и орехи (свыше 5,7 млн долларов), соль (1,2 млн долларов) и некоторые другие позиции.
В отношении «недружественных стран» за рамками Евросоюза контрсанкции Беларуси символичны. Поставки из США по запретным теперь позициям составили в 2020 году всего около 10 млн долларов, из которых подавляющий объем пришелся на миндаль и фисташки. Северо-македонский внешнеторговый оборот в перспективе теряет на экспорте в Беларусь замороженных фруктов, черешни и картофеля свыше 7 млн долларов, Великобритания – около 2 млн долларов, а Швейцария на всемирно известном шоколаде – свыше 800 тыс. долларов.
Насколько болезнены контрсанкции Минска для европейских поставщиков?
Как сказано в постановлении, оно вступает в силу с 1 января 2022 года и будет действовать пока шесть месяцев. Запрет не распространяется на те товары, которые были и будут завезены в Беларусь до этого срока.
В самом постановлении прописаны возможности поставок этих товаров даже в условиях действия запрета. В частности, их можно ввозить для личного пользования, для переработки на внутреннем рынке по лицензии Министерства антимонопольного регулирования и торговли и, наконец, по квотам, которые будут формироваться с нового года «для обеспечения сбалансированности на потребительском рынке».
То, что запрет не приведет к коллапсу европейского аграрного сектора, видно из самого списка запрещенных товаров. Он составлялся очень избирательно. В него отдельными пунктами включены несколько позиций (например, свежая и охлажденная говядина и масло сливочное), по которым импорт в 2020 году был нулевой, но зато не попали томаты из ЕС, являющиеся одними из лидеров по поставкам в овощной категории (почти 25 млн долларов в прошлом году).
Наиболее ощутимый удар получат не европейские и прочие производители и поставщики санкционных товаров, а рядовые белорусские потребители. Он заключается как в отсутствии некоторых популярных товаров на полках магазинов, так и в неминуемом их удорожании в рамках вводимой системы квотирования.