На начало 2022 года СМИ в Беларуси были представлены 6 местными телеканалами, тремя десятками радиостанций, 7 информационными агентствами, а также около 1,5 тысяч газет и журналов. И это без учета интернет-изданий.
Государственные СМИ поддерживаются из бюджета, кроме того, деньги налогоплательщиков выделяются на поддержку некоторых международных телеканалов. Только за прошлый год финансирование СМИ обошлось республиканскому бюджету в 147 млн рублей, еще около 16 млн составили расходы на СМИ местных бюджетов.
Большая часть средств (около 84%), выделяемых на СМИ, идет на поддержку телевидения и радио. Так, Белтелерадиокомпания получит в 2022 году 114,7 млн руб, а межгосударственная телерадиокомпания «Мир» - 8,5 млн. Причем средства из бюджета телеканалам идут не только по графе расходов “СМИ”, они заложены даже в таких статьях как “международная деятельность” и “национальная оборона”. Существенно меньше, около 5% всех расходов на СМИ, получат печатные издания, пишет тг-канал Нашы грошы.
Республиканский бюджет выделяет на СМИ около 0,5% от общего объема своих расходов. Кусок вроде скромный, но с учетом того, что большая его часть идет только на поддержку телеканалов, конечные распорядители средств получают немало.
В номинальном выражении финансирование тоже сокращается. В последний раз реальные расходы бюджета на СМИ росли в 2019 году – со 130,2 до 144,9 млн рублей (плюс 11,2% при годовой инфляции около 5%). В дальнейшем сумма топталась на месте, а с учетом инфляции – падала. Например, в 2022 году на СМИ планируют потратить на 3,1% «больше» денег, чем в 2021 году. Это при том, что в момент подготовки бюджета инфляция в годовом выражении составляла около 10%, а сейчас – уже выше 15%.
В условиях сокращения бюджетного финансирования правительству приходится находить альтернативные варианты поддержки госСМИ. Недавно на поддержку этой сферы “предложили” скинуться рекламодателям путем введения сбора на размещение рекламы в размере 10-20% от стоимости услуги. Причем сбор не нужно платить тем, кто рекламируется в госСМИ. Распорядителем собранных средств определено министерство информации.
Поскольку затраты на рекламу входят в цену товаров и услуг, за поддержку пропаганды в конечном итоге снова заплатят рядовые потребители. В дополнение к стандартным налогам.