Америка рискует свалиться в финансовую пропасть глубиной в 34 триллиона долларов.
Накопившийся внешний долг в $34 трлн начал наводит ужас на руководство США. Это «пугающее число», заявила глава американского Минфина Джанет Йеллен. Вашингтон утверждает, что, по крайней мере, инфляция находится под контролем, но есть подозрение, что новый мировой финансовый кризис уже не за горами. Россия в обостряющейся ситуации за океаном чувствует себя уверенно, так как за время санкций успела изолировать свою экономику от зарубежных ударов.
В начале января объем государственного долга США превысил $34 трлн, что стало абсолютным рекордом для американской экономики. Штаты не только не собираются отдавать кредиты, но и наращивают займы – только за прошлый год внешние обязательства страны выросли на $4 трлн. По словам Йеллен, это «пугающее число». Причем, цифра внушает страх не только Вашингтону, но и крупным зарубежным инвесторам, таким как Китай, Япония, Южная Корея и ЕС, которые потихоньку сокращают вложения в гособлигации США.
Возможно, утверждать, что проблемы американской финансовой системы утянут за собой и другие страны в новый глобальный кризис, пока рано, ведь Йеллен говорит об отсутствии рисков роста инфляции, однако, например, эксперты Рос Конгресса считают, что госдолг США окажется главной угрозой мировой экономике в 2024 году. Ситуацию на американском финансовом рынке для «Московского Комсомольца» прокомментировал аналитик Финансовой академии Capital Skills Марк Гойхман.
Действительно ли нынешний внешний долг США в $34 трлн выглядит пугающим?
Йеллен выражает свою позицию, поскольку является главой казначейства США и отвечает за обслуживание этого долга. Чем выше объем долговых обязательств, а они и в самом деле огромны, тем сложнее выплачивать проценты. Тем более, пока нет четкого представления, что в скором времени будет снижаться процентная ставка Федеральной резервной системы (ФРС).
Нынешнее сочетание высокой ставки, которая сохраняется много месяцев, и увеличивающихся объемов долга США, вызывает серьезную нагрузку на американский бюджет. Относительно эмоциональная дама Джанет Йеллен, которая и ранее в должности председателя ФРС, и сейчас в роли министра финансов очень хорошо понимает возникшую ситуацию, поэтому и называет ее пугающей. Этот сектор является сферой ответственности Йеллен. Она осознает: существуют реальные риски, что с дальнейшим увеличением долга будет все сложнее выплачивать по нему проценты, и предупреждает, что необходимо что-то предпринимать.
С этой точки зрения глава американского Минфина, разумеется, права. Вместе с тем, экономические власти США, в первую очередь администрация Байдена, стараются нарастить долги Америки. ФРС со своей стороны не торопится делать эти долги дешевле с позиции снижения процентных ставок. Действительно, ситуация пугающая и опасная и чревата неприятными последствиями в будущем.
Что может сделать Вашингтон для снижения долга и собирается ли американское правительство что-то предпринимать? Йеллен говорит, что все под контролем...
Поскольку американские облигации являются эталоном по надежности среди мировых долговых бумаг, то в случае необходимости – увеличение долгов вполне возможно. Для погашения существующих обязательств можно выпускать новые долговые бумаги. К этому прибегали все предыдущие администрации, и в этом плане нет опасений по возникновению новых дефолтов в США и отказов от выплат процентов. Потому что в любом случае, сохраняя существующую надежность этих бумаг всегда можно рассчитывать, что на них найдутся новые покупатели.
С одной стороны, Йеллен не может избавиться от большой головной боли; с другой, эти бумаги продолжают обладать привлекательностью для новых инвесторов. Предупреждение министра финансов США является правильным и не служит причиной для отказа от обслуживания долгов.
Финансовое руководство США пытается найти оптимальный вариант – пока сохраняется возможность обслуживания долга и существует резерв для привлечения новых вкладчиков в госдолг США. Йеллен просто предупреждает о возможных опасностях: при галопирующих темпах роста госдолга через несколько лет может возникнуть риск, что придется огромную часть бюджета направлять на погашение процентов, что отрицательно повлияет на реализацию других государственных программ. Тогда придется принимать кардинальные решения по ограничению заимствований и снижению долга, но, видимо до ближайших президентских выборов в США такого не произойдет, так как любые сокращения расходных статей бюджета может крайне негативно воспринять электорат.
А грозит ли непомерный американский долг мировым финансам?
Есть некие опасения, что рано или поздно внешние долги США окажутся настолько высокими, что обслуживать их будет крайне затруднительно. Тогда держатели американских ценных бумаг, представляющие практически половину стран мира, включая Китай, Японию, и ЕС, наверняка предпочли бы, чтобы высокие ставки по кредитам сохранились, а темпы наращивания долгов несколько снизились. Для внешних инвесторов выгодно, чтобы доходность была высока, а надежность американских ценных бумаг продолжала себя оправдывать. То есть, соотношение долгов и ВВП США было более упорядоченным.
Не приведут ли действия Вашингтона по наращиванию долга к новому мировому финансовому кризису?
В мире давно принято считать, что госдолг США – это пирамида, которая не может быть обеспечена при неожиданном предъявлении всех бумаг для погашения одновременно. Как ни странно, мир устраивает такое положение. Поскольку пока еще никто не сомневается в надежности американских облигаций. Кроме того, существует не так много альтернативных инструментов, которые бы сочетали как высокую надежность, так и высокую доходность. Но «звоночек» от Джанет Йеллен дает мировым инвесторам понять, что не стоит расслабляться и необходимо внимательно следить за финансовой ситуацией на американском рынке.
Поводов для прогнозирования скорого дефолта в Америке и последующего мирового экономического кризиса пока не наблюдается, но гипотетически, при возникновении угрозы не технического, а реального дефолта положение станет плачевным. США сняли ограничения по привлечению заимствований. Если американские власти решат приостановить или вовсе отказаться от обслуживания своих долгов, мировая экономика погрузится в новый масштабный финансовый кризис.
Как себя ощущает в такой ситуации Россия? Ей есть, что терять?
Нет худа без добра. Из-за санкций Россия давно сталкивается с проблемами во внешних заимствованиях и с заморозкой резервов. Снизились российские вложения в американские ценные бумаги. Возможности по заимствованиям или долгосрочным вложениям в недружественных странах у нас близки к нулевым. Это, конечно, ограничивает диверсификацию российских инвестиций, но одновременно снижает зависимость от вложений на зарубежных рынках и уменьшает риски ограничения выплат по таким бумагам.
Автор: Николай Макеев