ДТП — это всегда неприятно. И здесь уже не так важно, по вашей вине оно произошло или вы потерпевший, — ремонтом автомобиля всё равно придётся заниматься. А это, как известно, потраченные время и деньги. Кстати, о последних. Практика показывает, что, даже если ваш случай страховой и ДТП произошло не по вашей вине, зачастую восстановление авто приходится компенсировать своими средствами. Страховой выплаты банально не хватает!

Фото

Мы уже рассматривали случай, когда автовладелица из Гродно попала в ДТП. Прибывшие на место сотрудники осмотрели автомобиль девушки и предложили заполнить европротокол. Мол, повреждений немного и максимальной суммы выплат по европротоколу (800 евро) хватит с лихвой.

Фото

Однако после дефектовки повреждённых деталей выяснилось, что это не так. При осмотре автомобиля в страховой компании стало известно: пострадала не только одна часть. У машины оказалось примято крыло, а бампер был не просто повреждён, а разорван, то есть под ним имелись скрытые дефекты задней панели. На СТО, куда обращалась гродненка, механики в один голос отвечали: 800 евро на ремонт не хватит, поскольку запчасти пойдут под замену.

Тогда мы подробно описали, почему к европротоколу нужно относиться внимательно и какие подводные камни могут быть при его заполнении. 

Фото

Тем временем на редакционную почту пришло письмо от читателя из Минска. Александр рассказал, что его автомобиль попал в ДТП. И хоть мужчина — потерпевший, за ремонт придётся доплачивать самому: выплат от страховой компании не хватит.

Фото

Журналисты av.by выслушали историю автовладельца, а также поинтересовались у юриста, что делать, если с суммой компенсации пострадавший не согласен.

Для начала опишем случившееся. ДТП произошло во дворе столичной многоэтажки. В припаркованную Toyota Camry 2007 года выпуска въехал автомобиль, который не справился со снежным заносом.

Фото

— Водитель сразу нашёл меня. Мы вызвали ГАИ, подписали протокол и разъехались, — вспоминает Александр события того дня и добавляет: самое неприятное началось позже, когда он поехал к специалисту, чтобы оценить повреждения в авто.

Фото

Здесь минчанин подробно описывает свою машину. Она ранее не попадала в ДТП, была не бита, хотя повторные окрасы кузовных элементов имелись. В результате инцидента оказались помяты бампер, крыло и часть двери.

Фото

— Помню, оценщик сказал, что выплата должна быть хорошая! Так как мой автомобиль находился в достойном состоянии: ни ржавчины, ни сколов на кузове не имелось!

Но сумма, которая пришла из страховой, удивила автовладельца.

— Повреждения они оценили в 1 200 рублей! Я тут же заявил: этого для ремонта недостаточно. Запросил документы, отражающие, как они провели оценку повреждений в ДТП. Их мне предоставили и добавили: если меня что-либо не устраивает, можно отправиться на СТО, а разницу в деньгах, которой не хватит, доплатить своими средствами. Они потом, мол, её компенсируют...

Фото

На двух СТО, куда приезжал автовладелец, стоимость ремонта озвучивали одинаковую — около 800 долларов.

— Мне сказали, что документы они предоставят, но не факт, что страховая компания компенсирует всю стоимость ремонта, — рассказывает Александр. — Устранение зазоров, подготовительные работы по крылу с разборки… Эти и другие процедуры страховая не возместит, а они выливаются примерно в 600 рублей. То есть расходы уже сугубо мои! Получается, страховал целую машину без нюансов, стал пострадавшим в ДТП — и теперь трачу не только своё время, но и деньги!

Фото

Что необходимо делать автовладельцу, если он не согласен с суммой выплат? Этот вопрос мы адресовали юристу Ивану Райкевичу.

— Сколько возмещать за повреждённое транспортное средство, страховая организация определяет согласно Правилам определения размера вреда, причинённого транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждённым приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 14.09.2004 № 30-од.

Фото

— Согласно п. 240 указанных правил сторона, не согласная с размером вреда или результатами осмотра ТС, обращается к страховщику (Белорусскому бюро), оформившему документы на выплату страхового возмещения, с заявлением. В свою очередь страховщик (Белорусское бюро) при необходимости создаёт комиссию для проведения повторного осмотра ТС или повторного определения размера вреда.

Фото

В состав комиссии включаются:

— оценщик, проводивший первичный осмотр ТС;

— оценщик от несогласной стороны;

— оценщик страховщика (Белорусского бюро);

— оценщик стороннего исполнителя оценки.

Фото

— Председателем комиссии назначается оценщик стороннего исполнителя оценки. При этом в комиссию должны включаться только оценщики, имеющие право участия в указанной комиссии в соответствии с Положением об аттестации оценщиков для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждённым приказом Белорусского бюро от 26.02.2019 № 5-од, и непрерывный стаж работы оценщиком не менее пяти лет, предшествующих дате проведения повторного осмотра (за исключением оценщика, проводившего первичный осмотр ТС).

— Кто оплачивает расходы по проведению комиссии?

— Все расходы по проведению повторного осмотра ТС и определению размера вреда первоначально оплачивает заявившая о необходимости данной процедуры сторона.

Фото

— В случае, когда размер вреда, определённый повторно, будет отличаться от первоначального более чем на пять процентов (но не менее пятикратного размера базовой величины, установленной на дату проведения повторного осмотра), страховщик (Белорусское бюро) возмещает расходы по проведению данного осмотра и вправе восстановить их в установленном законодательством порядке за счёт исполнителя оценки, проводившего первоначальный осмотр.

В случае, когда размер вреда, определённый повторно, будет отличаться от первоначального размера вреда на величину менее величины, указанной в части четвёртой п. 242 указанных правил, понесённые стороной расходы по проведению повторного осмотра не возмещаются.

Фото

— Согласно каким правилам определяется размер страховых выплат?

— Пункт 187 Указа Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности» говорит о том, что размер страхового возмещения при причинении вреда транспортному средству в случае повреждения транспортного средства определяется стоимостью восстановительного ремонта этого транспортного средства на день наступления страхового случая за вычетом стоимости обновления без учёта налога на добавленную стоимость, расходами на его эвакуацию с места дорожно-транспортного происшествия к месту хранения на территории Республики Беларусь (для нерезидентов Республики Беларусь — до границы Республики Беларусь), однократную перевозку транспортного средства от места хранения до организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих восстановительный ремонт на территории Республики Беларусь (далее — организация автосервиса), либо от места хранения до границы Республики Беларусь в случае, когда ремонт транспортного средства, находящегося на гарантийном обслуживании, в организации автосервиса, расположенной на территории другого государства, является обязательным условием сохранения срока гарантийного обслуживания, а также расходами на оформление необходимых документов в связи со страховым случаем и по определению размера вреда.

Фото

— Что означает стоимость обновления?

— Под стоимостью обновления понимается разница между стоимостью новых деталей и стоимостью деталей за вычетом износа при замене повреждённых деталей на новые. При этом в случаях, определённых в частях третьей и четвёртой п. 187 указа, при замене повреждённых деталей рулевого управления, тормозной системы, систем активной безопасности по утверждаемому Белорусским бюро перечню при расчёте стоимости восстановительного ремонта устанавливается нулевое значение износа повреждённых деталей.

Фото

— Если говорить простыми словами: страховая организация заплатит за работы по восстановлению, за исключением обновления транспортного средства (если поставили новые запчасти). Доплата может быть только за детали и материалы, использованные при ремонте в пределах лимита 10 000 евро (с учётом стоимости работ организации автосервиса), — подытожил Иван Райкевич.