Это должно было случиться, и случилось официально: «Газпром», лишившийся возможности продавать газ по выгодным контрактам в Европу, отчитался о первых за 25 лет годовых убытках по итогам 2023 года. Цифра – 629 млрд российских рублей – оказалась заметно выше прогнозов аналитиков.

Дивиденды «Газпрома» теперь под угрозой, а будущее газовой компании будет зависеть от Си Цзиньпина: за два года «дружбы без границ» Китай так и не одобрил строительство газопровода «Сила Сибири», без которого газ, который раньше шел в Европу, некуда продавать, пишет The Bell.

По итогам 2023 года «Газпром» получил убыток по МСФО в размере 629 млрд рублей, следует из опубликованной 2 мая отчетности компании. Годом ранее газовая монополия отчитывалась о прибыли в 1,23 трлн.

Это первый убыточный год для «Газпрома» с 1998–1999 годов, когда нефть, к цене которой привязаны и цены на газ, стоила меньше $20 за баррель Brent. В 2023 году ничего подобного не наблюдалось – среднегодовая цена Brent составила вполне неплохие $82,5.

Выручка «Газпрома» в 2023 году сократилась на 27% год к году (8,6 трлн рублей против 11,6 трлн). Прежде всего – за счет газового бизнеса, упавшего на 43%. Выручка нефтяного и электроэнергетического подразделений выросла на 4% и 9% соответственно.

Убытки были предсказуемыми (хотя их размер оказался значительно хуже ожиданий аналитиков). По итогам первого полугодия «Газпром» уже отчитывался об убытках по российским стандартам отчетности, но по МСФО еще оставался в плюсе за счет прибыли «Газпром нефти».

Главная причина убытков очевидна – это снижение доходов от продажи газа в Европу, которое всегда было самым маржинальным сегментом бизнеса «Газпрома». Сам «Газпром» разбивку по странам не публикует, но, по расчетам «Коммерсанта», в 2023 году «Газпром» снизил объем продаж в ЕС в 2,6 раза – с 62 до 24 млрд кубометров, которые транспортируются по «Турецкому потоку» и через Украину.

Марсель Салихов из Института энергетики и финансов по просьбе газеты оценил отрицательный эффект от сокращения продаж в ЕС и снижения цен на газ для выручки «Газпрома» в $50–55 млрд, или в 4,2–4,7 трлн рублей по среднегодовому курсу 2023 года.

Формально чистый убыток по итогам года не означает, что «Газпром» должен будет отказаться от выплаты дивидендов. Принятая несколько лет назад с большой помпой дивидендная политика компании предполагает, что компания выплачивает акционерам 50% от скорректированной чистой прибыли (то есть без учета разовых убытков). По оценкам аналитиков, этот показатель будет в плюсе и составит 600–700 млрд, и формально акционерам будет причитаться 13–15 рублей на акцию. Но в дивидендной политике есть и пункт о том, что компания вправе пересмотреть размер дивидендов, если ее соотношение долг/EBITDA превысит 2,5 – и, судя по отчетности, по итогам 2023 года это произошло, хотя еще в конце 2022 года коэффициент составлял 1,1. Аналитики предполагают, что с учетом огромных убытков компания либо откажется от выплат, либо сделает их символическими.

Главное, что может позволить «Газпрому» развернуть падение газового бизнеса, – строительство нового газопровода «Сила Сибири-2», который позволит перенаправить в Китай газ с ямальских месторождений Западной Сибири, который раньше продавался в Европу. Но уже два года, несмотря на периодические громкие заявления Кремля и объявленную Си Цзиньпином за две недели до ввода войск России в Украину «дружбу без границ» между двумя странами, никакого прогресса в переговорах о строительстве газопровода так и нет. В мае, после инаугурации, Владимир Путин собирается нанести визит в Китай. Будут ли у поездки какие-то результаты в части «Силы Сибири-2», непонятно.

Заработок на экспорте газа стал первой и самой очевидной безвозвратной экономической потерей России из-за войны. Газовые сверхдоходы не вернет никакая «Сила Сибири-2» – газ в Китай продается на 30–40% дешевле.

Ранее сообщалось, что в Беларуси построят завод по производству сжиженного природного газа.