C 1 августа в РФ налог на утильсбор вырос в несколько раз. Изменения коснулись как физических лиц, так и юридических. Основной критерий для повышения — объём двигателя ТС. Как увеличение такого налога отразится на белорусском авторынке, мы расспросили экспертов.
Фото носит иллюстративный характер
Директор ООО «ФелОкт-сервис»: «Утильсбор может осложнить продажи новых, неизвестных потребителю брендов»
Своим мнением с редакцией av.by одним из первых поделился директор ООО «ФелОкт-сервис» (импортёр FAW Bestune и Skoda, официальный дилер JAC в Минске) Григорий Барановский.
— Утильсбор — это платёж государству за утилизацию автомобиля, снимаемый в Беларуси заблаговременно с новых авто, — отмечает руководитель ООО «ФелОкт-сервис». — Так как автомобильный мусор загрязняет окружающую среду, при его переработке можно получать металл, пластик и другие материалы, которые реально повторно использовать в производстве машин или других отраслях экономики. При этом уровень загрязнения окружающей среды снижается, но для подобного нужно иметь налаженный существующий процесс.
— В Евросоюзе заботу об утилизации, как правило, берут на себя крупные производители и импортёры либо государство, что ведёт к появлению утилизационных центров. У нас процедура утилизации ещё чётко не определена, но предполагает появление расходов, которые сегодня превращаются в сбор, взимаемый с новых импортируемых автомобилей, — добавил директор Григорий Барановский.
— В той схеме, которая принята в странах ЕАЭС, — это, безусловно, защита и стимулирование локальных производств. Что, конечно, даёт возможности для экономического роста этих стран. Остаётся открытым вопрос потенциала — есть ли возможности для того, чтобы потребитель имел выбор локальных брендов, если цены на импортируемые автомобили будут контрастно высокими. Конкуренция по продукту помогает рынку развиваться.
— Если мы говорим о повышении «утиля» в Беларуси, то логично, чтобы уплату утилизационного сбора осуществляли и производители, и импортёры, но пока его воздействие ощутят только импортёры. С учётом того, что новый, в основном «китайский» рынок импорта только начал формироваться, это особенно негативно скажется на тех, кто ещё не успел закрепиться и чей продукт ещё не стал популярным на рынке. На сегодня вывод новых брендов на рынок с качественным обеспечением клиентов сервисом и запчастями — достаточно дорогой и долговременный процесс, — считает Григорий Барановский.
— Утильсбор неизбежно скажется на цене, что может осложнить продажи новых, неизвестных потребителю брендов, которые ещё не ассоциируются у белорусского потребителя с качеством, технологичностью и надёжностью. Например, мы, представляя бренд FAW Bestune, который с момента его появления на рынке уже вошёл в топ-8 продаж, конечно, пострадаем от увеличения цен, но, думаю, меньше, чем новые китайские бренды.
Директор WestMotors: «Многие люди уже не смотрят в сторону больших моторов»
Алексей Мартыновский, директор автохауса WestMotors, относится к утилизационному сбору нейтрально. Бизнесмен уверен, что эти деньги, поступая в бюджет республики, идут на необходимые и понятные людям нужды: ремонт дорог или развитие медицины. Однако ему, как автовладельцу, хотелось бы тратить меньше при ввозе автомобиля. Правда, зная, какие пошлины действуют в соседних странах, здесь и сейчас он спокойно готов платить.
— В Беларуси утилизационный сбор на машины от трёх до пяти лет составляет 816 рублей, до трёх лет — 544 рубля с копейками. Для абсолютного большинства собственников авто в РБ это совсем небольшие деньги. Другое дело Россия! Сейчас ставки утильсбора серьёзно ударили по карману населения. Причём забавно, что до 1 августа у них суммы были меньше, чем у нас, — отмечает руководитель WestMotors.
— Истинные причины появления утильсбора я, конечно, знать не могу, но предполагаю, что это некая политическая мера урегулирования государственного бюджета. С возрастом машины налог на неё повышается — логично. И это становится своего рода преградой для ввоза автомобиля постарше. В России легковушки для личного пользования с объёмом двигателя до 3 000 см³ не подорожали. Изменения их не коснулись, суммы какими были, такими и остались: от 3 400 RUB за новые авто до трёх лет и 5 200 RUB за модели старше трёх лет.
— А вот для остальных автомобилей ситуация в корне изменилась. Например, раньше при ввозе машины для личного пользования с объёмом двигателя 3 л необходимо было заплатить 3 400 RUB. Сейчас же эта сумма для физлиц поднялась до 970 тысяч рублей! Свыше 3,5 л — около 1 235 000 росс. руб. А это уже серьёзные деньги, — отмечает Алексей Мартыновский. — С другой стороны, значительная часть людей уже не смотрит в сторону больших моторов. Даже многие комплектации BMW Х5, Х6, Х7 — солидных внедорожников — располагают ДВС с рабочим объёмом до 3 литров. И по статистике продаж только нашего автохауса, 90% авто, которые ввозились к нам в страну, были с двигателем меньше вышеназванной цифры.
Отвечая на наш вопрос о том, повлияет ли в целом на рынок автомобилей повышение утилизационного сбора, Алексей Мартыновский говорит, что «цены на новые машины будут расти сразу, а „бэушка“ подтянется вслед за ними».
Продавцы в Малиновке: «Утильсбор — это налог на богатых»
Мы также заглянули на известный авторынок в Малиновке. Некоторые продавцы комиссионных площадок скептически восприняли новость о повышении утильсбора в соседней стране, но от разговора с журналистом не отказались.
— Сами россияне мне говорят, что пока ничего не ясно. Вроде подняли налог, а вроде и нет. В новостях везде раструбили, но мои знакомые не столкнулись с повышением цен, — заявил нам сотрудник одного из автокомисов. — Никто не хочет (да и не будет) платить там этот сбор! Какой тогда смысл в автомобиле за такую цену для обычного человека?
Ещё один продавец на рынке (представился руководителем автохауса) также выразил уверенность, что в Беларусь изменения придут нескоро.
— Думаю, в Беларуси утильсбор в ближайшее время точно не поднимется. Все же надеются, что мы останемся некой транзитной и нейтральной стороной для России в этом плане на ближайшее время и потом. Честно говоря, я не понимаю, почему этот налог подняли так резко в РФ. С какой целью это сделали? Вывод у меня напрашивается только один — защищают своё производство! Вот в Беларуси есть плюсы, которых нет в России. К примеру, у нас имеются определённые льготы на покупку автомобилей для отдельных категорий граждан — знаменитый 140-й указ! А это ведь 50-процентная скидка на растаможку машины из США или Европы. Ну здорово ведь!
— В России сейчас большие изменения для автомобилей с моторами объёмом свыше 3 литров. Думаю, из-за того, что сильно увеличится стоимость таких машин, их просто перестанут привозить. Только, возможно, продолжат это делать какие-то очень зажиточные люди. Не зря же утильсбор некоторые называют «налогом на богатых»!
— Если говорить об электромобилях, то в таких авто есть высоковольтная батарея, а её утилизация — очень сложный и дорогостоящий процесс. Соответственно, с точки зрения логики утильсбора электрокар — это такой же автомобиль, требующий переработки, как и любой другой. Поскольку большинство «электричек» на сегодня импортируются в нашу страну, они неизбежно должны подорожать наравне с другими авто при введении утильсбора.
— На мой взгляд, одна из главных задач такого налога — влияние на выброс углекислого газа в атмосферу. Чем меньше машин с большим объёмом двигателя ввозятся в страну, тем меньше загрязняется воздух, это работает как некий стопор для людей, которые, например, покупали автомобили с могучими моторами, чтобы «понтоваться». Думаю, повышение налога напрямую связано с помощью экологии, — высказал свои догадки ещё один представитель автохауса. Правда, сфотографироваться на фоне эффектного электрокара мужчина отказался, да и имя своё в публикации попросил не называть...
Зато нам удалось разговорить человека, честно представившегося перекупщиком (повезло же!). Он поделился с нами некоторыми секретами:
— Многие россияне раньше пользовались услугами другой страны для того, чтобы обойти налоги, установленные родным государством. Например, ввозили автомобили через Кыргызстан. Но сейчас уже у РФ появляются к ним вопросы по поводу машин, привезённых таким образом. Хочу заметить: пусть через Беларусь перемещать автомобили выходит дороже, но зато процесс безопасный и стабильно приносящий прибыль! Многие мои знакомые перекупщики и компании из России больше доверяют белорусской стороне, нежели, например, киргизской. А для нашей республики есть и свои плюсы: при увеличении налога бюджет страны тоже увеличивается, ну и таможня получает прибыль, — пожёвывая сигарету, выдал нам конфиденциальную информацию мужчина.
Кстати, утилизировать машину в нашей стране можно несколькими способами: собрать с неё все запчасти, какие только возможно, продать их на рынке или на барахолке и отправить авто на металлолом (получив при этом деньги за продажу автокомпонентов и металла); оповестить ГАИ о том, что надо снять машину с учёта (так как ей уже не пользуются), позвонить в ЖЭС по месту прописки, сообщить о таком автомобиле (далее сотрудники службы приедут и заберут его на утилизацию). Или можно благополучно забыть о своей старенькой «подруге», оставив её на парковке около многоквартирного дома либо на даче.
Утилизационный сбор — это единовременный платёж государству за утилизацию автомобиля, снимающийся в Республике Беларусь заблаговременно с новых авто. Если говорить простыми словами, то это налог, который платится в республиканский бюджет и распределяется, соответственно, на республиканские нужды, такие как, например, НДС.
В Беларуси утилизационный сбор введён в марте 2014 года и должен быть уплачен за каждое ввезённое авто. Исключение составляют машины, производимые в РБ, автомобили старше 30 лет с полностью оригинальными запчастями (двигатели, кузов) и не предназначенные для коммерческого использования. Оплачивать сбор должны все граждане Беларуси, причём как физические, так и юридические лица. От выплат освобождаются только беженцы, сотрудники дипломатических организаций и консульств, а также международных организаций и некоторые иностранные подданные.
**
Как правило, экономические взаимоотношения Беларуси и РФ предполагают зеркальное применение законодательства, связанного с импортом, поэтому вполне можно ожидать похожих шагов по изменению ставок в ближайшее время и в нашей стране. Но уже сейчас очевидно: утилизационный сбор неизбежно скажется на цене автомобилей. Это может затормозить появление на рынке новых, ранее неизвестных автомобильных брендов, значительно сузив доступный ассортимент как легковой, так и коммерческой техники.