Многие не знают или забыли, что в Беларуси предусмотрен штраф для тех, кто долго прогревает свой автомобиль. Есть конкретное время и сумма.
Фото из открытых источников (иллюстративное)
Вообще, в интернете постоянно идут споры, стоит ли прогревать двигатель транспортного средства в холодную погоду. Многие эксперты и те, кто считает себя таковыми, вперемежку с блогерами и просто автовладельцами высказывают разные точки зрения, приводя свои, весомые на их взгляд, аргументы. Тем временем у этой истории есть другой вопрос – правовой, обращают внимание журналисты abw.by.
Все дело в том, что жители городов и городской застройки часто жалуются, что в момент прогрева автомобилей на придомовых парковках и стоянках в окна домов обильно попадают выхлопные газы, а ведь именно утром большинство людей проветривают свои помещения после сна (так, в принципе, было всегда). Ладно, если еще прогреваешь современный автомобиль с высоким уровнем экологического класса, а если это какой-нибудь «корч», который коптит так, что не только пахнет выхлопами, да и рассмотреть саму машину сложно ввиду облака «ароматного тумана» от этого процесса.
Что говорят ПДД Беларуси о заведенном двигателе
Как говорят ПДД, стоянка транспортного средства – это преднамеренное прекращение движения транспортного средства более чем на 5 минут по причинам, не связанным с посадкой (высадкой) пассажиров либо загрузкой (разгрузкой) транспортного средства, а также зарядкой автомобиля (применительно к электромобилям). То есть если владелец электромобиля заряжает свой электрокар, то это не называется стоянкой машины.
Для полноты картины вспомним, что такое остановка транспортного средства. Это преднамеренное прекращение движения на время до 5 минут или более чем на 5 минут, если это необходимо для посадки (высадки) пассажиров либо загрузки (разгрузки) транспортного средства, а также зарядки электромобиля. То есть опять-таки, применительно к электромобилям, их зарядка, пусть и многочасовая, – это остановка, а не стоянка машины.
Теперь опять обратимся к ПДД, где в п. 140 прописано, что остановка на время более 5 минут и стоянка транспортного средства, в том числе в местах, специально отведенных для отдыха, должна осуществляться с неработающим двигателем. Если машина на стоянке, то двигатель вообще работать не должен, при остановке – может работать не более 5 минут. Такие вот дела, а времена года ПДД в этом вопросе не учитывают.
Штрафы в Беларуси за работающий двигатель
Ну а теперь давайте посмотрим на последствия, которые грозят автомобилисту, который "тарабанит" двигателем. Пусть даже и прогревает его во время мороза.
В КоАП РБ есть статья 18.18, в которой оговариваются размеры штрафов в теме "остановка и стоянка ТС". Так вот, самый первый пункт этой статьи гласит: "Остановка или стоянка транспортного средства с нарушением правил дорожного движения предусматривает штраф в размере 1 базовой величины". С 1 января 2024 года базовая величина в Беларуси увеличилась, и теперь составляет 40 рублей.
Так что даже если технические эксперты и советуют прогревать двигатель от 5 до 7 минут при температуре окружающего воздуха -10°С, то у закона на этот счет совсем другой взгляд.
Конечно, достаточно сложно доказать вину автовладельца по этому пункту, но видеокамер в каждом дворе становится все больше, а общество медленно но верно берет курс на экологию. Сегодня мы уже не позволяем нарушителям стоять на газоне, прохожие делают фото, отправляют в редакции и в ГАИ. Не за горизонтом и то время, когда белорусы будут остро реагировать на долгие прогревы автомобилей у себя под окнами.