Фото носит иллюстративный характер / Av.by Фото носит иллюстративный характер / Av.by

Порой истории автовладельцев начинаются вроде бы с удачной покупки авто, а заканчиваются плачевно из-за поддельного VIN. О таких случаях рассказали в ГКСЭ со ссылкой на портал «Витьбичи».

Так, на вторичном авторынке мужчина увидел машину, стоимость которой была гораздо ниже, чем обычно просят за эту модель. Владелец объяснил уступку в цене тем, что спешит продать автомобиль, так как ему срочно нужны деньги на переезд. Сделку оформили, и у авто появился новый хозяин. Лет через семь владелец захотел продать автомобиль и приобрести новый. Тут-то и начались проблемы.

Когда-то красивый чёткий номер проржавел, сложно читался. У ГАИ возникли подозрения в его подлинности, и перед оформлением сделки машину отправили на экспертизу идентификационных маркировочных обозначений транспортных средств в Витебский межрайонный отдел Государственного комитета судебных экспертиз. Оказалось, что первоначальный идентификационный номер, который присвоен заводом-изготовителем, перебит. Поверх него нанесён вторичный, со временем покрывшийся ржавчиной.

В некоторых случаях номер перебивают, переваривают и видоизменяют, чтобы скрыть угнанный автомобиль или криминальный, с помощью которого было совершено преступление, напоминают эксперты. Если по первичному VIN машина числится в розыске, её конфискуют и отправят на штрафстоянку. По факту угона возбудят уголовное дело, а неудачно приобретший авто собственник пойдёт свидетелем. Если же найдётся реальный владелец, у которого угнали машину, авто вернут ему, а человек, купивший транспорт по вторичному VIN, останется и без автомобиля, и без уплаченных за него денег. Случается, что машина по первичному идентификационному номеру заложена в банке, — тогда её забирает кредитор.

Издание приводит и другой пример. Пенсионер приобрёл в Беларуси Honda, на экспертизе подлинности VIN перед покупкой не настоял. Лет десять отъездил и решил продать. Сотрудникам ГАИ номер показался подозрительным: начертания шрифта имели неровности. Экспертиза показала, что VIN перебит. Установили и первичный номер — по нему автомобиль не растаможен, а значит, не может легально использоваться на территории страны. Владелец транспорта оказался перед выбором: либо оплатить таможенный сбор, коэффициент которого тем выше, чем старше авто (и за десять лет прогона успел вылиться в круглую сумму), либо расстаться с машиной. Даже если её не конфискуют, регистрация будет аннулирована, техпаспорт и регистрационный номер придётся сдать в ГАИ.

В подобной ситуации могут оказаться владельцы, которые приобрели транспорт двадцать, тридцать лет назад и были полностью в нём уверены.

Ещё один случай: пенсионер около тридцати лет ездил на своём автомобиле, за который уплатил немалые деньги, и считал, что его машина перед законом полностью чиста. И только когда решил продать её, после проведения экспертизы узнал: в 1990-х авто ввезли в Беларусь с видоизменённым VIN, а по первичному номеру ТС до сих пор числится в Европе.

— В год в Витебской области выявляют в среднем 15—20 машин со вторичными номерами, они нанесены или приварены на первичные либо вырезаны из «донорских» машин, — говорит старший эксперт Витебского межрайонного отдела ГКСЭ Артём Орлов. — Однажды даже комбайн пригнали, и мы установили, что VIN перебит. Комбайн был иностранного производства, его угнали и переправили в Россию, а оттуда в Беларусь.

Эксперты напоминают: если автомобиль продаётся по цене значительно ниже рыночной и со сделкой торопят, это должно насторожить — возможно, идентификационный номер не подлинный.

Если же покупатель хочет знать, соответствует ли рассказ продавца об автомобиле истинному положению дел, это легко проследить по VIN, только сначала нужно убедиться, что он настоящий. Потенциальный владелец самостоятельно может инициировать проведение экспертизы, а если продавец категорически против — лучше отказаться от сделки.