Нужно около 500 млн долларов в год, чтобы провести пенсионную реформу и не обидеть тех, кто уже отчислял в Фонд социальной защиты населения, считают академический директор BEROC Катерина Борнукова и старший научный сотрудник BEROC Лев Львовский.

Такие траты Беларуси по силам, тем более иного выхода нет. Старение населения и миграция приводят к тому, что людей трудоспособного возраста становится все меньше.

В «Марафоне идей» на Еврорадио эксперты рассказали, что нужно сделать, чтобы молодые белорусы поверили государству и стали накапливать на пенсии, а взрослое поколение не осталось без поддержки.

 Белорусы не думают про пенсию

Поскольку в ФСЗН уже не хватает денег на пенсии и его приходится дотировать, у Беларуси нет возможности выбирать, проводить реформы или нет. Это придется сделать.

При этом сами белорусы в основном не думают о сбережениях на пенсию. По результатам опроса BEROC и ИПМ в 2019 году, более 70% респондентов рассчитывают жить на государственную пенсию. Хотя в Беларуси она не всегда достигает 40% средней зарплаты.

— Люди думают о чем-то, когда они могут на это повлиять. Если тебя не спрашивают о пенсии, то зачем об этом думать? Можно делать собственные накопления, но не у всех есть такие возможности, — рассказывает Лев Львовский.

Не всегда дело в низких заработках. Белорусы не верят в долгосрочные сбережения.

— У нас поколениями из людей выбивалась привычка к долгосрочным сбережениям. Они за последние сто лет несколько раз сгорали, — говорит Катерина Борнукова.

Накопленная пенсия или государственная, чтоб с голоду не умереть

Есть несколько вариантов пенсионной системы.

— Это либо социальная пенсия, то есть солидарная, которая сейчас в Беларуси, либо накопительная. Есть много разных вариации систем. Например, часть будет солидарной, то есть вы не будете умирать с голоду, даже если ничего не накопили, а какая-то часть будет накопительной, — говорит Лев Львовский.

Беларуси нужно что-то между накопительной и солидарной системой. Ведь если перейти полностью на накопительную систему, когда каждый копит только на свою пенсию, в проигрыше окажутся те, кто уже годами делал отчисления в ФСЗН.

Катерина Борнукова считает, что, даже несмотря на недоверие людей, создать накопительный элемент пенсионной системы возможно.

Одного рецепта нет, но нужно развивать человеческий капитал: эксперты о реформах

— Просто надо очень хорошо подходить к вопросу размещения средств, которые в этой системе накапливаются. Можно хранить их и вкладывать не только в белорусских рублях.

И хорошо бы часть этих средств вкладывать в международные активы, которые избавили бы нас от так называемого странового риска. От ситуации, когда кризис внутри страны обрушит акции белорусских предприятий, в которые будут вложены средства пенсионного фонда, и лишит пенсионеров других источников к существованию, потому что работу будет сложно найти.

Желательно, чтобы вложения в международные активы были устроены таким образом, чтобы государство в периоды, когда деньги особенно нужны, не могло использовать пенсионные накопления людей. Тогда доверие и стимул сберегать будут намного большими.

Люди должны ощущать, что это их деньги

Минтруда уже пытается продвигать накопительную систему, пообещав дополнительные отчисления на пенсионный счёт для тех, кто захочет сам накапливать на пенсию. Пока инициатива добровольная. Катерина Борнукова считает, что она должна быть обязательной.

— Накопительная система может состоять из нескольких частей. Одна из частей в идеале должна быть обязательной. Есть ряд причин, которые заставляют сомневаться в том, что большинство белорусов добровольно будут накапливать на пенсию: начиная от того, что не в человеческой натуре думать на 20-30 лет вперед, и заканчивая культурными особенностями белорусскими и тем, что лишних денег у людей нет.

Проблема заключается в том, что треть доходов белорусов уже идёт в солидарную пенсионную систему. Не все могут позволить себе отчислять часть дохода даже на свою личную пенсию. При реформе должно произойти перераспределение отчислений на солидарную и индивидуальную часть.

Пока в Беларуси пенсионная система устроена так, будто пенсия — подарок от государства. Это искажает стимулы для накопления, а у людей не возникает ощущения, что пенсия — это заработанные ими деньги. Придётся решить и этот вопрос.

— Например, в США разрешено изымать пенсионные накопления, как минимум какую-то часть, на важные покупки. Например, на покупку дорогой операции. Если вам действительно будет разрешено тратить часть этих денег на какие-то важные вещи, то вы будете больше верить и ощущать, что это именно ваши деньги, — говорит Лев Львовский.

Демографические цели провалены          

Поскольку проблема нынешней пенсионной системы связана со старением населения, власти пытались решить её, стимулируя семьи заводить больше детей. Но предлагать льготы на строительство жилья и пособия по уходу за детьми оказалось недостаточно.

— Пособия хорошо действуют на самые бедные слои населения, особенно на сельских жителей. Там мы видели действительно хорошую реакцию на эту политику.

Если говорить о современных городских жителях, то для них требуется совсем другой ряд мер поддержки рождаемости. Современной женщине надо не 300 рублей на подгузники, а надо, чтобы она могла совмещать карьеру и воспитание детей. То есть надо более гибкие рабочие графики, более гибкие договоры, инфраструктура, например, ясли до трех лет, — говорит Лев Львовский.

Катерина Борнукова добавляет, что к демографическим проблемам относится и более короткая продолжительность жизни среди мужчин. Поэтому придётся повышать пенсионный возраст для женщин. С 2022 года пенсионный возраст снова поднимут на полгода. Для мужчин он составит 63 года, а для женщин — 58 лет.

— Аргумент, который использовало наше правительство, о том, что женщина больше вкладывается в быт и детей, потихоньку уходит в прошлое. Поэтому не очень понятно, по каким причинам женщины должны выходить на пенсию раньше. Естественно было бы дать на самом деле многим из них возможность продолжать работать дольше, — отмечает Катерина Борнукова.

Эксперты также обращают внимание на успешные политики привлечения в страну мигрантов, как в Канаде или Польше. Но пока люди из Беларуси уезжают. Причём миграция по политическим причинам может смениться миграцией из-за экономических проблем и ухудшения уровня жизни в стране, резюмируют эксперты.