Сколько Беларусь сможет сэкономить с учетом перехода на расчеты за российский газ в рублях и поможет ли новая форма расчетов укреплению белорусского рубля?
О плюсах и минусах рублевых расчетов за газ для Беларуси изданию Office Life рассказал преподаватель экономического факультета Белорусского государственного университета Михаил Чепиков.
«С одной стороны, не нужно будет покупать доллары для расчетов за газ, но ведь и мы продадим своих товаров меньше в те страны, откуда мы получали доллары. Я не думаю, что будет какое-то резкое укрепление белорусского рубля из-за того, что мы не будем покупать доллары для расчетов за газ. Актуальнее вопрос: где взять российские рубли в нужном количестве?», — спрашивает экономист.
В торговле с Россией соотношение импорта и экспорта примерно 2:1. Импортирует Беларусь из России существенно больше, чем экспортирует в эту страну.
«Когда спрашивают, насколько выгодно переходить в расчетах на российские рубли, отвечаю: неважно, в какой валюте покупать. То, на чем реально можем сэкономить, — это покупка по ценам, близким к внутрироссийским, от этого выиграем. А просто перейти на российские рубли — здесь никакого выигрыша нет. У нас когда-то опыт такой торговли с Китаем был, и он не удался», — отмечает Михаил Чепиков.
Экономист напомнил, что Китай работал с Беларусью через валютный СВОП: они предоставляют юани, мы по текущему курсу — белорусские рубли, в конце года подводился итог: что было использовано. Так вот, если с какой-то страной дефицитная торговля, то возникает вопрос: как погасить разницу. Стандартная практика — это покрытие дефицита твердой валютой.
«С российским рублем будет немного другая ситуация. Вопрос в том, насколько нам разрешат увеличивать долг в российских рублях. Если мы вместо доллара перейдем на российские рубли и если разницу не надо будет покрывать в долларах, то будет какой-то эффект. Но эффект укрепления рубля будет снижен санкциями», — считает эксперт.
Ведь до сих пор непонятно, что будет с продажами удобрений и нефтепродуктов. Даже если сколько-то отыграем, то потери от того, что недопоставим в товарах и услугах, велики.
В том числе будут значительными потери в торговле с Украиной, с которой у нас был положительный баланс: мы в эту страну поставляли больше товаров, чем покупали.
Недополучим и миллиарды из европейских стран. Санкции ударили по древесине: продажи в Азию или арабские страны будут идти с большим дисконтом. Это значит, что приток долларов упадет.
«Поэтому весь расчет на то, что в отношениях с Россией удастся реструктурировать долги, если не хватит своего экспорта, чтобы рассчитаться за энергоносители даже по сниженным ценам. Оптимизма, что мы сильно сэкономим и у нас за счет этого укрепится рубль, я не разделяю», — отметил Михаил Чепиков.