Треть белорусских дорог не соответствуют нормам. Раньше проекты по их обновлению финансировали европейские фонды. Теперь бюджету придется справляться самостоятельно.
После политического кризиса в 2020 году международные инвестиционные фонды отказались заключать с Беларусью новые договоры финансирования (лишь Всемирный банк сделал исключение и запустил проект помощи Беларуси в борьбе с Covid-19). В 2022 году произошел новый виток эскалации отношений, и международные структуры перестали предоставлять финансирование даже по уже начавшим действовать договорам.
А ведь именно на деньги западных фондов в Беларуси в последние годы проводилось строительство и реконструкция систем водоснабжения и канализации, дорожной инфраструктуры и реализовывались проекты в области энергосбережения.
Вопрос, как развивать или хотя бы поддерживать в порядке коммунальную инфраструктуру без европейских денег, был поднят на совещании у Александра Лукашенко. «Как будем заканчивать реконструкцию и строительство этих объектов?» - спросил он, пишет газета «Белорусы и рынок».
Важным ли был вклад европейских фондов?
Всего в период с 2008 года Беларусь получила через европейские механизмы и Всемирный банк около 5,3 млрд евро (займов и безвозмездной помощи).
Пик финансирования пришелся на 2019 год. Тогда привлеченные средства составили более 2% белорусского ВВП или более 13% расходной части государственного бюджета. Планировалось, что в 2020 году финансирование значительно вырастет. Но, по известным причинам, не сложилось.
Приведем примеры финансирования инфраструктурных проектов в 2019 году (для Всемирного банка суммы приведены за 5-летний период).
Европейский инвестиционный банк:
- реконструкция дорог М6 и М7 – 110 млн евро;
- проекты в области энергетики (установка теплогенераторов; работающих на биомассе, реконструкция теплотрасс и утепление многоквартирных жилых домов) – 90 млн евро.
Европейский банк реконструкции и развития:
- развитие городской инфраструктуры – 234 млн евро;
- реконструкция дорог – 322 млн евро.
Всемирный банк (С 2014 года по 20 годы):
- энергетика и энергоснабжение – 356 млн евро;
- дорожная инфраструктура – 270 млн евро;
- городское водоснабжение – 191 млн евро.
После разрыва отношений с международным сообществом финансировать коммунальную инфраструктуру придется из госбюджета. Велик ли фронт работ и сколько он потребует?
Расходы приходится увеличивать
Государственная инвестиционная программа на 2022 год предполагала вложить 105,7 млн рублей в строительство дорог республиканского значения и еще порядка 290 млн рублей – в дорожную инфраструктуру регионов.
Однако запланированной суммы оказалось недостаточно. Недавно правительству пришлось увеличить на 47 млн рублей расходы на строительство и реконструкцию республиканских автодорог.
Однако это далеко не все расходы. Госпрограмма «Дороги Беларуси» на 2021–2025 годы предполагает инвестиции в дорожную инфраструктуру на сумму 10,5 млрд рублей.
Данный документ также дает представление, в каком состоянии находится дорожная инфраструктура страны. В нем отмечено, что 35,4% республиканских автомобильных дорог не соответствуют нормативным требованиям. Несоответствующими также являются 24,2% мостовых сооружений (мостов и путепроводов).
«Из-за недостаточного финансирования не обеспечивается восстановление ежегодного износа, что ведет к необратимому процессу постепенного разрушения дорожных покрытий», - говорится в документе.
Немалых расходов бюджета требуют и другие проекты, которые раньше могли бы взять на себя международные фонды. К примеру, Госпрограмма ”Энергосбережение“ на 2021 – 2025 годы требует финансирования в 4,2 млрд рублей. А подпрограмма ”Чистая вода“ – 2,6 млрд. Возможно, указанные суммы в новых реалиях также вырастут.
Инвестиции сокращаются
Отметим, что даже в «тучный» 2021 год, когда страна наслаждалась эффектом экспортного чуда, инвестиции в основной капитал в белорусской экономике сокращались. Удастся ли государству нарастить инвестиции в коммунальную инфраструктуру в условиях нового санкционного давления?
Отрицательный ответ на этот вопрос создал бы не только экономические, но и политические риски. Ведь, как было сказано на упомянутом совещании высших должностных лиц, ничто так не подрывает доверие людей к власти, как коммунальные проблемы.