Главный миф современного мира - экологичность электромобилей. Оказалось, что они могут быть гораздо вреднее для природы, чем их дизельные и бензиновые аналоги.
Так, активно распространяется повестка о том, что все в стремлении к чистой экологии и просто любви к планете должны пересесть на электромобили - якобы электромобили очень экологичны. Развеяла этот миф шведско-китайская компания, производитель электромобилей Polestar.
Вышеуказанная компания сравнила весь жизненный цикл производства своего электромобиля Polestar 2 и его бензинового брата - Volvo XC40 на экологию планеты.
Для начала чуть терминологии: CO₂e - это унифицированный эквивалент воздействия всех вредных веществ в ходе производства, приравненный к метрике воздействия CO₂ на климат. Первым делом были подсчитаны вредные выбросы, которые генерируются в ходе производства материалов, используемых для сборки автомобиля. В случае Polestar 2 - это 17 тонн CO₂e, для Volvo XC40 - существенно меньше, 14 тонн CO₂e.
Но 17 против 14 - это лишь начало. Сейчас цифры стремительно начнут увеличиваться не в пользу транспорта будущего. Потому что, если у традиционного бензинового авто имеется обычный сварной металлический бензобак, то у электромобиля - огромный литий-ионный аккумулятор, при производстве которого выделяется ещё 7 тонн CO₂, и ещё 2,2 тонны CO₂ отравляют атмосферу при сборке электромобиля (2,1 для машины с ДВС).
Итак, производство электромобиля обходится экологии в 26,2 тонны CO₂ против 16,1 тонны у бензинового аналога. А это - уже существенно.
Ну, вот и все, - скажете вы, - дальше-то пойдет сплошная польза - ведь электроэнергия-то чиста по своей природе. И все действительно было бы прекрасно, если бы электромобиль подключался непосредственно к ветряку или солнечной панели (при производстве которых выхлоп тоже ещё о-го-го), но его же запитывают электроэнергией, получаемой, в том числе, сжиганием углеводородов.
Исследователи подсчитали - чтобы превзойти в экологичности Volvo XC40, электромобилю Polestar 2 нужно проехать более 112 тысяч километров без замены аккумулятора (это очень важный момент!).
Ну, а теперь вишенка на торте. Во-первых, расчётный срок службы аккумуляторной батареи составляет от 100 до 200 тысяч км, то есть, в процессе жизненного цикла электромобиля она будет заменена, как минимум, один раз. Это сразу плюсуйте ещё 7 тонн CO₂. А второе вообще перечёркивает все те преимущества электромобиля, с которыми так носятся последователи зеленой повестки - это утилизация и переработка этих самых аккумуляторов. Процесс дорогостоящий, ресурсоёмкий и крайне вредный.
Можно ещё добавить вред, наносимый природе в процессе производства, установки и подключения зарядных станций (ведь их ставят, как правило, на бензиновых, которые уже построены, то есть, без этого вполне можно было бы и обойтись).
Эксперты уже не относящиеся к этому шведско-китайскому исследованию, утверждают также, что электромобиль быстрее изнашивает шины и сильнее влияет на дорожное покрытие, потому что он - просто-напросто тяжелее.
Что касается совокупной стоимости владения электромобилем и неэкологичным автомобилем, то такое исследование проводила компания Тесла. Здесь, как говорится не подкопаешься. Так вот, ее Модель 3 проигрывает в совокупной стоимости владения Тойота Камри на отрезке в 5 лет.
А теперь - самая важная таблица:
То есть, все эти наши выбросы лишь на 4,3% влияют на общую экологию, а все остальное делает Земля самостоятельно - без Греты Тунберг и адептов "зеленой повестки".
Ну вот, самый простой пример. Годовой совокупный выброс СО2 всей нашей цивилизации, приблизительно равен выбросу в атмосферу, происходящему при извержении вулкана в течении 10 дней. А вулканов извергается десятки на планете одномоментно, и длятся извержения бывает месяцами - и это только наземные...
Но если уж зеленое сообщество на Западе вместе с Гретой действительно не унимаются и хотят как лучше, то им надо было по автомобилям выйти совершенно с другой повесткой.
Первое. Знаете, какие самые продаваемые автомобили в США? Форд серии F. Те самые, с движками от 3.5 до 5 литров. Вот просто можно было бы взять и запретить продажу частным лицам авто с двигателями объемом, скажем, более 2 литров.
Давайте просто выглянем в окно и посмотрим на улицу любого нашего города. Вы уверены, что все обладатели БМВ Х-5, Лэнд Крузеров и прочих монстров - все сплошь охотники и рыболовы? И еще им обязательно надо быть первыми, стартуя с перекрестка?
И второе, о чем могла бы рассказать Грета свои благодарным слушателям: перевести автомобили на более экологичный газ.
Автор: Илья Алиев
Заглавное фото предоставлено - Google DeepMind