Продажи новых легковых автомобилей в России в феврале подскочили на 85% год к году и на 30% к январю.
Покупатели пытаются приобрести автомобиль до резкого подорожания, которое ожидается с 1 апреля, когда в России будет введена доплата за ввоз автомобиля из стран Евразийского экономического союза — именно через них выгоднее всего ввозить западные иномарки. Рост цен может достичь 30% — но это коснется далеко не всех автомобилей.
C 1 апреля в России вводятся доплаты за ввоз автомобилей из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Недоплаченные налоги и сборы теперь будут учитываться в составе утилизационного сбора.
Речь не идет о запрете параллельного импорта как такового, а именно о «серых» схемах через страны ЕАЭС, подчеркивает «За рулем». Например, ввезенный по параллельному импорту из Германии подержанный внедорожник Toyota Land Cruiser 200 выпуска 2022 года после доставки, растаможки в России и уплаты всех сборов будет стоить 8 млн рублей при аукционной цене около 4 млн рублей, пишет издание. «Белорусская» схема с растаможкой на инвалида и перепродажей в Россию в рамках Таможенного союза позволит заплатить за такой же автомобиль 6 млн рублей.
Популярной стала и «киргизская схема», особенно при ввозе электромобилей и гибридов: в Киргизии на них нет НДС, акциза и некоторых других платежей. При исходной цене электромобиля в те же 4 млн рублей на итоговой цене в России тоже получалось сэкономить 1,5–2 млн рублей, или около 30%.
В российских дилерских салонах и на авторынке в целом царит ажиотаж, пишет «Агентство»: берут любые автомобили, «и европейцев, и корейцев, и китайцев». «В ценниках до 2 млн рублей разбирают все», — говорит эксперт по автоподбору Денис Путков.
Насколько подорожают автомобили?
После 1 апреля цены на модели, ранее ввозившиеся по «серым» схемам, вырастут в пределах тех самых 30%. Но это произойдет не сразу — дилеры подготовились к 1 апреля и создали запасы на 3–5 месяцев.
Некоторые дилеры собираются повышать цены в превентивном порядке. «Пока мы держим цены, но будем поэтапно повышать их — до 15 марта процентов на 10, потом еще 10% до 30 марта, чтобы не получилось резко на 30% с 1 апреля», — говорит сотрудник московского автосалона KIA дилера «Рольф».
Речь именно о машинах, ввезенных по схемам в пределах параллельного импорта. Последний в 2023 году составил порядка 10% импорта новых автомобилей: механизм оказался непростым и не свободным от рисков.
«Начиная с 2020 года рынок скачет, как на батуте, — ажиотаж сменяется затишьем и снова бешеный спрос, — пишет Путков. — Поводы каждый раз разные: то коронавирус, то дефицит чипов, то санкции, то законы. Сейчас все ждут 1 апреля и ограничений на ввоз параллельной привезенки. Хотя, я считаю, кардинально закон ситуацию не поменяет, так как параллельного импорта у нас всего 7%, остальное китаймобили».
Последнее подтверждает и статистика «Автостата»: «АвтоВАЗ» в феврале остался лидером по продажам с 28%, но следующие семь мест заняли китайские бренды, ввозящие свои авто в Россию вполне официально.
Источник: The Bell