Примерно полвека назад произошло уничтожение золотодолларового стандарта, принятого в Бреттон-Вудсе в 1944 году. Де-факто оно произошло 15 августа 1971 года, когда американский президент Никсон заявил о прекращении размена долларов на золото. Некоторые называют датой окончательного фактического упразднения стандарта март 1973 года, когда произошел массовый переход валют стран-членов МВФ к режиму плавающих курсов.

Я уже не раз говорил, что это была самая настоящая революция, подготовленная и проведенная «хозяевами денег». Ратификацией и введением в действие с 1 апреля 1978 года поправок к Уставу МВФ (решения Ямайской конференции 1976 года) был юридически зафиксирован этот всемирный переворот. В учебниках и справочниках он выражается эвфемизмом «переход к бумажно-долларовому стандарту». А через год уже началось практическое претворение в жизнь достижений «денежной революции».

В мае 1979 года Маргарет Тэтчер, получившая позднее титул «железной леди», будучи лидером консервативной партии, выиграла парламентские выборы под лозунгом «выдавливания инфляции из британской экономики». Напомню, что с января 1978 по февраль 1979 года в Иране проходила так называемая исламская революция, в ходе которой произошло свержение проамериканского шаха. Последовавшие за этим события имели глобальные последствия. Прежде всего, почти полностью прекратилась добыча «черного золота» в Иране, что привело к более чем двукратному росту цен на нефть на мировом рынке (этот скачок цен назвали «вторым энергетическим кризисом»). Он и стал причиной заметного повышения цен в экономиках многих стран, в том числе Великобритании.

Став новым премьером, Тэтчер объявила о двух главных новациях в экономике:

  1. ликвидации дефицита государственного бюджета при одновременном снижении общего размера бюджета;
  2. повышении Банком Англии процентных ставок по кредитам при одновременном снижении денежной массы.

Таким способом правительство под лозунгом «борьбы с инфляцией» намеревалось «выдавить» из экономики «избыточную» денежную массу. Это была «революция» Тэтчер, которая означала замену кейнсианства на монетаризм.

Уже в июне 1979 года базовые процентные ставки были повышены с 12 до 17%. Это был шок, какого британская экономика, наверное, не испытывала с начала 1930-х годов. Монетаристская революция Тэтчер привела к массовым банкротствам предприятий, резкому росту безработицы, снижению заработных плат, полному прекращению инвестиций в экономическую инфраструктуру, погрому профсоюзов.

Немного позднее, в том же 1979 года Тэтчер объявила о третьей новации – снятии существовавших еще некоторых валютных ограничений по трансграничным операциям с капиталом. Капитал стал уходить в другие страны от возникшего в Великобритании экономического кошмара, что еще более усугубляло этот кошмар. Экономическая политика «железной леди» получила название «тэтчеризма».

Монетаристскую революцию Тэтчер осенью 1979 года подхватил председатель ФРС Пол Уолкер. В Белом доме тогда еще находился президент Джимми Картер. Глава Федерального резерва проделал с процентными ставками то же самое, что и Банк Англии. К началу 1980 года ставки достигли отметки в 20%. Уолкер объяснял это повышение очень путано и непоследовательно. Но смысл подобной политики был предельно прост – спасти доллар от падения. Особенно явно слабость доллара в 1979 году чувствовалась на фоне быстро растущих цен на золото. В начале 1980 года цены на золото достигли своего пикового значения, которое превысило 800 долларов за тройскую унцию.

Напомним, что золото на Ямайской конференции 1976 года поспешили перевести из разряда денежного металла в обычный биржевой товар. Пришедший вскоре в Белый дом Рейган одобрил политику ФРС. И дополнил ее предложениями по снижению налогов, созданию «экономного» государства, сворачиванию государственного регулирования экономики. Эта политика получила название «рейганомики», но суть ее та же, что и «тэтчеризма» – монетаризм и полная экономическая либерализация.

Следует отметить, что первые эксперименты практического применения экономического либерализма и монетаризма стали проводиться не в Великобритании и США, а в Чили и Аргентине на несколько лет раньше. Эти страны Латинской Америки стали своеобразными «испытательными полигонами» для так называемой «чикагской школы» экономики, «духовным гуру» которой был «отец монетаризма» лауреат Нобелевской премии по экономике Милтон Фридман.

Нетрудно представить, какой урон «рейганомика» нанесла реальному сектору экономики США. Однако курс доллара США в ходе «шоковой терапии» Волкера не пострадал, наоборот, он стал расти. По той простой причине, что политика высоких процентных ставок ФРС привела к росту доходности казначейских бумаг США, резко усилился приток капитала для покупки этих бумаг (равно как и других финансовых инструментов, доходность которых также выросла). Очевидно, что завышенный курс доллара имел спекулятивную природу. Раздутые процентные ставки ФРС поддерживала до октября 1982 года.

Три года политики «дорогих денег» привели к серьезным потрясениям в мировой экономике. В мире возник долговой кризис. Я уже говорил, что важным элементом сложившейся к середине 1970-х годов мировой системы нефтедоллара стало так называемое «рециклирование долларов», получаемых странами-экспортерами «черного золота». То есть размещение десятков и сотен миллиардов долларов экспортеров нефти на счетах западных, в первую очередь, американских банков. А те стали усиленно предлагать кредиты на основе нефтедолларов странам «третьего мира». Свою трогательную заботу о клиентах развивающегося мира банки объясняли тем, что такие кредиты помогают сглаживать последствия энергетического кризиса странам, импортирующим нефть.

Но была одна «мелочь» в кредитных договорах, на которую страны-клиенты почти не обращали внимания. Процентные ставки по кредитам были «плавающими», привязанными к ставке ЛИБОР (LIBOR – средневзвешенная процентная ставка по кредитам, предоставляемым банками, работающими на лондонском межбанковском рынке). После начала «шоковой терапии» Волкера в течение нескольких месяцев ставки ЛИБОР подскочили в 3 раза по сравнению с уровнем начала 1978 года. Соответственно стоимость обслуживания долгов по кредитам американских и европейских банков для большинства стран «третьего мира» стала запредельной. В долговую ловушку попали такие страны, как Аргентина, Бразилия, Нигерия, Конго, Польша, Югославия. Но особенно крупный долг образовался у Мексики, ее дефолт мог вызвать цепную реакцию банкротств во всем мире с трудно предсказуемыми последствиями для мировой экономики. В мире возникла ситуация, которая получила название «мировой долговой кризис».

И тут началась новая серия всемирной финансовой драмы. На сцену вышел уже всеми подзабытый Международный валютный фонд. После ликвидации системы Бреттон-Вудса Фонд оказался не удел, так как изначально этот институт создавался для того, чтобы выдавать кредиты странам с целью стабилизации валютных курсов их денежных единиц. В условиях легализации плавающих валютных курсов необходимость в таких кредитах МВФ отпала.

Впору было закрывать лавочку под названием «МВФ». Но Фонду, на его счастье, нашлась новая работа. Он стал выполнять функции «внешнего управляющего» в странах-должниках. Наподобие управляющего, которого назначают в организацию (компанию или банк), находящуюся на грани (или за гранью) банкротства. Фактически МВФ стал помощником транснациональных банков по выбиванию долгов из стран-должников и втягиванию их в новые, еще больше долги. Американский экономист Уильям Энгдаль в своей книге «Боги денег. Уолл-стрит и смерть американского века» назвал Фонд в его новом качестве «долговым полицейским на службе у нью-йоркских банков». Функции этого «полицейского» состояли в выполнении двух последовательных шагов.

Шаг первый – «реформирование» экономики страны-должника. Такое «реформирование» осуществлялось строго согласно канонам монетаризма и экономического либерализма. Оно предусматривало полное открытие внутреннего рынка страны для товаров и капиталов, ликвидацию всяких социальных программ (а заодно и профсоюзов), введение ограничений на рост заработной платы при одновременном снятии ограничений на цены и тарифы, сворачивание государственного регулирования экономики, предоставление преференций экспортному сектору (секторам), переход к «дешевому» правительству и т.п. Весь этот «джентльменский набор» условий (принципов экономического реформирования) Фонда называется «вашингтонским консенсусом». Он используется и по сей день.

Шаг второй – «реструктуризация» внешнего долга страны. В переводе на понятный язык это означает увеличение сроков погашения, изменение процентных ставок и прочих статей кредитных договоров. Но вот что удивительно: почти всегда «реструктуризация» ведет к увеличению общей суммы долга. «Реструктуризация» также может предусматривать рефинансирование долга (в том числе с помощью кредитов МВФ), что увеличивает общую сумму долга в результате начисление «сложных процентов». Чтобы было понятно, к каким результатам ведет «реструктуризация» долга, можно использовать данные Всемирного банка.

В 1980 году 109 стран-должников имели общую сумму долга 430 млрд. долл. За период 1980-1986 гг. эти страны выплатили банкам 658 млрд. долл., в том числе в порядке погашения основной суммы долга – 332 млрд. долл., обслуживания долга (проценты) – 326 млрд. долл. Вы думаете, что после этих гигантских выплат, которые превысили начальную величину долга в полтора с лишним раза, страны обрели свободу? – Ничего подобного. По данным Всемирного банка, в 1986 году совокупный долг этих стран составил уже 882 млрд. долл., т.е. в два с лишним раза превысил уровень 1980 года.

А по всем видам внешнего долга (как краткосрочный, так и долгосрочный), по данным швейцарской страховой компании Swiss Re, развивающиеся страны были должны в 1982 году 839 млрд. долл., а в 1987 г. – уже 1300 млрд. долл.

Вот так в условиях Ямайской валютной системы транснациональными банками стали создаваться долговые ловушки, в которые попадали почти все страны мира. А МВФ помогал банкам затягивать в эти ловушки жертвы и пресекать любые попытки жертв выбраться из них.

После того, как мировой долговой кризис был создан и в разграбление развивающихся стран ринулись транснациональные банки и иные финансовые мародеры под прикрытием МВФ, председатель ФРС Пол Волкер решил, что задача выполнена. Во второй половине 1982 года было организовано резкое снижение процентной ставки в США, и она упала до 4%.

Но финансовая олигархия не знает отдыха и простоев. Началась следующая операция с участием транснациональных финансовых мародеров. Поскольку деньги стали дешевыми, то финансовые спекулянты – как местные, так и иностранные стали набирать кредиты, пуская полученные деньги на фондовый рынок США. Шла игра, основанная на том, что фондовый рынок, а также рынок недвижимости, которые были на подъеме, сумеют обеспечить быстрые и высокие прибыли. Спекулянты погашали с помощью этих прибылей взятые ранее кредиты и брали новые. Все точь-в-точь, как в «ревущие» 1920-е годы.

Экономическая «энтропия» в США нарастала незаметно. Рос долг, Америка его не замечала, потому что в силу низких процентных ставок он был «дешевым». Америка себе ни в чем не отказывала: ни государство, ни корпорации, ни граждане. Недостающие деньги, привлекаемые высокими доходами на американском фондовом рынке и высоким курсом доллара, поступали из-за рубежа. Когда Р. Рейган выиграл президентские выборы (в 1980 г.), совокупный долг Америки (государственный и частный) составлял 3,9 трлн. долл. К концу десятилетия, как сообщает Энгдаль в своей книге «Боги денег», он увеличился более чем на 6 трлн. долл. и достиг отметки в 10 трлн. долл.

До первой мировой войны Америка была крупным чистым международным должником. По итогам той войны она превратилась в крупнейшего международного нетто-кредитора. А к середине 1980-х гг. она неожиданно опять превратилась в чистого нетто-должника. В 1983 году дефицит федерального бюджета достиг рекордного за всю историю США величины в 200 млрд. долл. Процентные платежи по государственному долгу выросли с 52 млрд. долл. в 1980 году до 142 млрд. долл. в 1986 году. На обслуживание государственного долга при этом расходовалось 20% федерального бюджета. Для полноты картины, которую можно назвать «Долговая экономика Америки», можно сослаться на данные из книги «Боги денег». В ней сообщается, что в 1986 г., согласно исследованию ФРС, 55% всех домашних хозяйств США были чистыми должниками.

Бум 1920-х гг. на фондовом рынке США, как известно, закончился «черным четвергом» 24 октября 1929 года. Ударная волна тогдашнего обвала на бирже Нью-Йорка распространилась по всему капиталистическому миру. Было положено начало Великой депрессии, которая продолжалась до второй мировой войны и разрушила золотодевизный стандарт (так называемая «генуэзская валютно-финансовая система»). Точно также закончилась пятилетняя вакханалия дешевого доллара в эпоху «рейганомики»: 19 октября 1987 года на фондовом рынке США произошел оглушительный обвал (промышленный индекс Доу-Джонс упал на 22,6%, что стало рекордом за все время существования индекса). Это был «черный понедельник». Круги от эпицентра кризиса стали расходиться по всему миру, приведя к обвалам на фондовых рынках Канады, Гонконга, Австралии, Великобритании и других стран.

В заключение отмечу, что в справочной литературе временные рамки рейганомики определяются периодом 1981-1989 гг. То есть временем нахождения Рональда Рейгана на посту американского президента. Но политика, которая была сформирована в годы его нахождения в Белом доме, продолжалась и после него. Многие небезосновательно полагают, что разворот США в сторону «рейганомики» в 80-е годы прошлого столетия предопределил финансовый кризис 2008 года, который сначала захватил Америку, а потом и весь мир. В ноябре 2008 года известный американский философ, политолог и политэконом Фрэнсис Фукуяма увязал этот кризис и «рейганомику»:

«…это не конец капитализма. Я думаю, это конец "рейганизма". У Рейгана было несколько идей, одна из которых состояла в том, чтобы сократить налоги, но траты оставить на прежнем уровне: считалось, что это приведёт к экономическому росту. И привело, но это же породило и множество проблем. Другая идея состояла в дерегуляции, в том числе и в дерегуляции финансовых рынков….

Я думаю, что вероятность того, что США потеряют позицию мирового экономического лидера, очень мала».

Но условием этого, по его мнению, должен стать отказ Америки от рейганомики. Последующие события показали, что такого отказа не произошло.

Катасонов В.Ю

Ранее сообщалось, что федеральный бюджет США попал в долговую петлю: каждые 100 дней – новый триллион.