Мы продолжаем очень горячо обсуждать чубайсовскую приватизацию 90-х годов. Используя для этого такие слова, как беззаконие, ограбление, беспредел и т.п.
Речь идет о передаче за бесценок государственных предприятий самых разных отраслей экономики, которые на протяжении многих десятилетий создавались трудами не одного поколения людей. Возмущения справедливые, требования пересмотра приватизации законные, полная глухота и игнорирование указанных требований властями возмутительные.
Но, как мне кажется, далеко не все наши сограждане замечают, что приватизированы не только производственные мощности и объекты экономической инфраструктуры, принадлежавшие государству. Приватизируется и другое имущество, приватизируется само государство с его многообразными функциями.
Другое имущество - прежде всего природные ресурсы. Кому принадлежит нефть и другие недра и природные богатства по Конституции? Статья 9 пункт 2 гласит:
Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
На первом месте стоит частная, а уже потом государственная и иные формы собственности. Большая часть земельных ресурсов приватизированы. А такие природные ресурсы, которые находятся в недрах, народу принадлежать не могут. Де факто они принадлежат тем, кто получает от государства право на эксплуатацию месторождений. А это исключительно крупный и крупнейший бизнес.
Приватизированной оказалась денежно-кредитная система, которая обеспечивает экономику, образно выражаясь, кровью, т.е. деньгами и призвана доводить эту кровь до всех органов экономического организма. Это сердечно-сосудистая система, которая обязательно должна находиться в ведении государства. А в Российской Федерации сердце этой системы - Центральный банк - получил статус независимого от государства института. И сам решает, что ему делать. Даже если его решения будут наносить серьезные удары по экономике и всему обществу.
Далеко за примерами ходить не надо. Удары выразились в том, что половина валютных резервов Российской Федерации (примерно 300 млрд долл.) в прошлом году оказались замороженными. Считай - окончательно для нас потерянными. Или произведенное в середине августа резкое повышение ключевой ставки до 12%, что парализовало экономику страны.
Кроме ЦБ денежно-кредитную систему составляют коммерческие банки. Даже если они формально принадлежат государству (прежде всего, это Сбербанк и ВТБ), они находятся под контролем не государства, а все того же Центробанка, которому предоставлены полномочия банковского надзора. А подавляющая часть коммерческих банков являются даже по капиталу на 100 процентов частными. А ведь они не только распределяют кровь, создаваемую Центробанком (эмитируемые деньги), но они сами создают большую часть крови в виде безналичных (депозитных) денег.
Далее следует обратить внимание на то, что у нас на протяжении трех десятилетий происходила ползучая приватизация в социальной сфере - здравоохранении, образовании и культуре. В Советском Союзе и в целом ряде нынешних стран это сфера государственных забот, т.к. здоровье, образование и культура - фундамент общества. Увы, в РФ все это стремительно уходит в прошлое.
Во-первых, имела место банальная приватизация материальных объектов социальной сферы - зданий и помещений, на которых были вывески дом культуры, центр творчества молодежи, школа, диспансер, детский сад, библиотека, театр и др.
Во-вторых, государство стало ряд своих социальных функций передавать на аутсорсинг, т.е. заключать договора с частными структурами на выполнение тех или иных работ или оказание услуг.
В-третьих, государство стало постепенно вообще отказываться от выполнения каких-то функций, отдавая их частным структурам. И граждане вынуждены вступать в товарно-денежные отношения с такими структурами. Так, государственная медицина исчезает на наших глазах, ее замещает частная медицина со своими ценами и тарифами, которые просто непосильны для большей части населения. Раньше была медицинская помощь населению, теперь у нас оказание медицинских услуг. Сейчас власти подбираются даже к скорой медицинской помощи и ее тоже хотят приватизировать.
Также государственное образование замещается частными образовательными услугами. Очередное посягательство на социальный сектор было предпринято в апреле нынешнего года. Минфин в очередной раз решил оптимизировать бюджетные расходы. И для этого предложил расправиться с ФКУ, то есть с федеральными казёнными учреждениями. Это научно-исследовательские институты, аналитические центры, архивы, музеи, поликлиники и больницы, а также лепрозории, противочумные центры и психиатрические лечебницы. Статус ФКУ имеют также военкоматы, СИЗО, учреждения Федеральной миграционной службы и Федеральной таможенной службы и многие другие. Вторую группу ФКУ трогать не будут, а вот первую будут оптимизировать. Депутат Госдумы Арефьев по поводу указанной инициативы с горечью и иронией заметил:
Зачем нам противочумные станции, больницы и поликлиники? Чем больше чумы, тем меньше народа, тем меньше нужно денег на его содержание! Зачем России архивы? Историю напишут в Израиле, там пишут все истории мира. Не нужны и лепрозории, и психиатрические больницы - всё это под нож, на уничтожение. Уничтожили заводы, фабрики, так почему не уничтожить музеи и театры при молчаливом несогласии народа? Будет много уволенных специалистов? Ну и что, зато снизится безработица. В России чем меньше рабочих мест, тем меньше безработных! У нас уникальная математика!
Еще раз вернусь к теме так называемого аутсорсинга, т.е. передачи функций государства для исполнения частными компаниями и организациями. На аутсорсинг переводятся не только функции, связанные с медициной, образованием и культурой, но также наукой, техникой, экономикой, государственными финансами, жилищно-коммунальным хозяйством. Не за горами время, когда на аутсорсинг будут передаваться функции по поддержанию общественного порядка (функции полиции) и функции нынешней Федеральной службы исполнения наказаний (тюремные функции).
Вот что по поводу этой опасной тенденции приватизации пишет Игорь Романов в статье Финансовому миру не нужен Русский мир:
Само понятие государство сегодня уже наполнено несколько иным смыслом. Государство как бы рассредоточено по множеству центров принятия решений. И трудно понять, какой центр главнее. Ты можешь обращаться к мэру города с какой-то проблемой, но окажется, что этой проблемой занимается не мэр, а какая-то частная управляющая компания, какой-то подрядчик - индивидуальный предприниматель или ООО, АО... А там, у этой компании, предпринимателя, акционерного общества свои правила... И очень трудно найти реального ответственного за какое-то действие, за какое-то управленческое решение. Можно найти только стрелочника.
И, наконец, я перехожу к самой опасной форме приватизации и аутсорсинга - передаче частным коммерческим структурам военных функций государства. Речь идет о создании частных военных компаний, или ЧВК.
Аббревиатура ЧВК нашим гражданам хорошо известна. У всех она ассоциируется с Вагнером только что ушедшего из жизни Евгения Пригожина. Но подобных Вагнеру частных военных компаний уже, оказывается, в России понаделали очень много. Кажется, никто даже не может назвать точную цифру, сколько в России на сегодняшний день ЧВК. Владимир Лепехин в своем телеграм-канале утверждает, что их полтора десятка:
...в стране уже действуют почти полтора десятка ЧВК, и все они засекречены, почти все - коммерческие, с иностранными названиями и с высокой долей госфинансирования. Это ЧВК Cossacks, ENOT, Феракс, Редут, Моран, Антитеррор-орел, МАР, РСБ-групп и др.
Примечательно, что многие российские ЧВК учреждаются отечественными корпорациями и банками. Т.е. создается впечатление, что это корпоративные вооруженные формирования, которые находятся на довольствии даже не у государства, а у конкретных бизнес-структур. Владимир Лепехин приводит такой пример:
Первыми отличились в этом деле Ротенберги, которые вместе с ВТБ-банком, правительством Крыма и рядом иных коммерческих структур создали ЧВК "Конвой"... Не знаю, какое они имеют отношение к СВО (подвиги этого ЧВК на фронте пока не замечены), однако они уже привлекли на свою деятельность около полумиллиарда рублей.
Владимир Лепехин и другие эксперты задают вопросы, касающиеся ЧВК в России, которые и я задавал и которые, как мне кажется, должны волновать каждого гражданина России.
Во-первых, почему громадное количество вооруженных людей, числящихся в разных ЧВК, не на фронте, почему они не участвуют в СВО?
Во-вторых, кому эти ЧВК подчиняются и вообще каковы правовые основания для учреждения и функционирования подобных компаний? После известного марша Вагнера на Москву в июне этого года эти вопросы стали задавать многие. Об этом резко обеспокоились многие в Министерстве обороны, в Администрации президента, в Государственной Думе и др. В Думе даже клялись, что в кратчайшие сроки подготовят закон о ЧВК. С тех пор прошло две месяца. Пыль осела, Вагнер уже в Беларуси, Евгений Пригожин, скорее всего, на том свете, и опять установилась полная тишина.
В-третьих, не означает ли рост числа ЧВК в России некую тенденцию того, что деятельность Министерства обороны РФ со временем будет переведена на полный аутсорсинг? Что регулярные вооруженные силы будут не нужны? Что любые военные операции и войны Россия будет вести путем заключения контрактов с современными ландскнехтами (так называли немецких наемных пехотинцев времен Возрождения)? А в Москве останется только парадный полк для того, чтобы украшать важные встречи и иные официальные мероприятия?
В-четвертых, кто-нибудь из тех российских чиновников, которые давали отмашку на учреждение ЧВК, просчитывал риски, связанные с тем, что ЧВК могут выйти из-под контроля государства? В частности, что они могут начать воевать между собой или, что еще хуже, начнут воевать против России? Критически настроенные эксперты по ЧВК придумали даже выражение олигархическая махновщина, имея в виду что российские олигархи, располагая корпоративными вооруженными силами, могут пытаться разрешать свои споры не с помощью судов и арбитражей, а прибегая к аргументам оружия.
Есть и другие вопросы. Тот же Лепехин, в частности, вопрошает:
Не означает ли рост числа и функционала ЧВК, что они в скором времени не привлекут к своей деятельности иностранных "инвесторов"?
Шутки-шутками, а действительно складывается впечатление, что Россию со временем должны будут защищать воины, любящие не свою Родину, а деньги. Или что для таких воинов- ландскнехтов родиной станет та страна, которая больше заплатит.
Недавно ушедшая из жизни известная патриотка, преподаватель Военной академии Генерального штаба ВС РФ Татьяна Грачева еще 15 лет назад предупреждала в своей книге Невидимая Хазария о той угрозе, которую несут ЧВК.
Инициаторами создания первых ЧВК в 70-е годы были англосаксы. Эти ЧВК призваны были ослаблять суверенные государства и стать своеобразными ледоколами, прокладывающими путь мировой элите (хозяевам денег) к единому мировому государству. Об этом же пишет уже упоминавшийся выше Игорь Романов:
ЧВК - это контракт. Мировым силам для установления нового антихристианского миропорядка сегодня как раз нужны вненациональные, хорошо монетизированные военные подразделения. Подразделения, для которых главное - контракт, приносящий деньги. По плану строителей нового мирового порядка, для управления всем человечеством в рамках глобального государства национальные армии не нужны, они мешают глобальному над-мировому управлению. Но для поддержания жёсткого тоталитарного порядка требуются мобильные военные подразделения, готовые с дьявольской жестокостью подавлять любые волнения, несущие угрозу новой мировой системе.
Россия легкомысленно выпустила из бутыли опасного джина по имени ЧВК. Загнать его назад будет архисложно. Но загонять нужно и как можно быстрее.
В заключение отмечу. Во всех учебниках по истории государства и права записано, что первой функцией государства была военная (оборона, иногда захватнические войны). Другие функции появились позднее, но военная по-прежнему оставалась первой. Первой не только в историческом смысле, но и по значимости. Нетрудно догадаться, что если военная функция в России будет отдана на сторону, то и государство неизбежно исчезнет. А с ним исчезнет и Россия. Да не будет этого!
Заглавное фото предоставлено - Anastasiya Badun