Брест накануне Международного фестиваля «Белая Вежа». 10 сентября, во вторник, прозвучат первые позывные XXVIII форума и уже сегодня ясно, что фестиваль состоится. Билеты на все спектакли были выкуплены как никогда быстро – за первую неделю с момента старта продаж.
В программе находим фаворитов «Вежи». Из Москвы прибывает Театр «Школа драматического искусства». Его спектакль «Гроза. Апокриф» в прошлом году был назван лучшим среди постановок большой формы. В сезоне-2024 молодой коллектив из России покажет «Дядюшкин сон» по произведению Ф.М. Достоевского. На первый взгляд мы видим легкую комедию о страстях в провинциальном городке. В центре – знакомый образ активной, «целеустремленной» и неутомимой Марьи Александровны Москалевой. В фокусе сценического действа ее энергия направлена на дочь, которую срочно нужно выдать замуж. Фигура карикатурная. Но режиссер Глеб Черепанов определяет свою работу «драмой» – за карамельной сценографией нас ожидает редкий ныне разговор о честности и чистоте.
Один из любимых брестским зрителем коллективов – Республиканский театр белорусской драматургии – тоже здесь. Театр неоднократно выходил обладателем наград «Белой Вежи», а на этот раз привез спектакль «Карней» по мотивам произведений В. Короткевича. РТБД известен своим умением точно попадать в текущий момент. В центре нынешней фестивальной постановки – Дом. Именно так, с большой буквы. Дом как символ связи с родной землей, поколениями близких людей и единственное место, где может найти тепло уставший от переживаний человек.
Первыми из кассы улетели билеты на спектакль театра «У Моста». Пермский коллектив однажды получил Гран-при «Белой Вежи», показав нестандартный подход режиссуры Сергея Федотова и высокий уровень исполнительского мастерства артистов. И это обеспечило ему неизменный аншлаг в Бресте на многие годы вперед. Сергей Федотов берется только за сложные вещи, неоднозначные и даже жуткие, каким-то невероятным образом вовлекая зрителя в гипнотическое действо и крепко захватывая эмоционально. 15 сентября, в субботу, «У Моста» покажет «абсолютно классическое воплощение классики» Максима Горького «На дне». Предвкушаю…
Механизм театрального фестиваля – сложен. Чтобы высокую ноту творчества донести до зрителя, за кулисами идет огромная работа. Детали этого процесса раскрыла директор Брестского академического театра драмы Анна Сеньковец:
О сохранности 100-летнего здания театра
– В 2012 году была обнаружена проблема – под театром стали подниматься грунтовые воды. Был сделан проект по отведению грунтовых вод, но тогда не прошел экспертизу. Следующие несколько лет уровень грунтовых вод не поднимался и всё было хорошо, был сделан ремонт в общественных туалетах. А два года назад наш зритель в полной мере ощутил наступление грунтовых вод – в январе они поднимаются, уборные на первом этаже затапливаются. Мы максимально своими силами пытались устранить неудобства, но это не дало никакого результата. Мы понимали, что основа театра находится в близости грунтовых вод, проявилась угроза фундаменту. А ведь наше здание – историческое, ему более 100 лет.
Мы обратились к губернатору, тогда Юрию Витольдовичу Шулейко. Он сам приезжал на место изучить ситуацию и дал распоряжение в кратчайшие сроки выявить и устранить проблему, на это были выделены средства. Для театра – это очень крупная сумма 1 миллион рублей, ожидаем дофинансирование в порядке 750 тыс. рублей.
Почему понадобились дополнительные средства? Когда начали производить работы, увидели: канализация и ливневка – в плачевном состоянии. Было принято решение устранить сразу все проблемы. Работы в дальнейшем будут вестись по улицам Ленина и Гоголя по периметру нашего театра. В рамках этого «круга» театр будет изолирован от грунтовых вод полностью, и заменены некоторые инженерные системы. Сейчас идут работы, но на время фестиваля мы их приостановим. Мы благодарны руководству области за оказанную помощь!
О «работе мечты»
– Фестиваль может проходить на высоком уровне только в театре, где работает слаженная и сильная творческая команда. Сегодня у нас сложился очень достойный коллектив, и мы делаем всё, чтобы его сохранять. Зарплата в театре невысокая, но за крайние годы значительно увеличилась. Сложно тем актерам, которые не полностью загружены на данный момент в репертуаре.
Искали варианты дополнительного заработка. Нашли возможность молодым режиссерам, актерам использовать новые площадки, например бар, театральный дворик, для проектов, не связанных с театральным искусством. Попробовали проект «Вечерняя малина» — это хиты разных лет, песни для души, русский рок, а ещё очень женский проект у нас есть «Актрисы в кулисах». Программы в баре оказались востребованными зрителями и очень интересны для наших людей. В них участвуют не только те, кто относительно свободен в театре, но и плотно занятые в репертуаре артисты. Кстати, во время фестиваля эти проекты будут радовать нашего зрителя каждый день. В день открытия «Белой Вежи» во дворике театра выступит группа Игоря Пашечко.
Благодаря этим проектам у всех работников театра, не только творческого состава, значительно увеличилась зарплата. То есть мы активировали те локации, которые раньше не использовались, и сумели здесь заработать дополнительные деньги. Внебюджетные средства, прежде всего, направляются на материальное поощрение наших людей. Для меня важно, что сотрудники зарабатывают в своем театре, а не распыляли творческие силы на дополнительную «копейку», полученную на стороне. Все их планы, возможность реализации должны быть сосредоточены в наших стенах. Мне хочется, чтобы брестский театр стал тем местом, о котором говорят: «Это работа моей мечты».
Об одежде сцены
– К фестивалю мы полностью заменили одежду сцены, средства на покупку выделены из областного бюджета. Старой было около 30 лет. Она шилась по тем стандартам, которые существовали в прежние годы: например, в кулисах были глубокие складки. Казалось, пустяковая деталь. Но современный театр устроен так, что эта складка мешала. Наш театр – фестивальный, и с этой проблемой мы сталкивались постоянно. В последние годы даже грузики внизу прикладывали, расправляя складку – чтобы лучи света падали так, как задумано режиссером. Новую одежду сцены сшил самостоятельно наш главный художник Николай Полторака. Да, он еще и шьет.
О скульптурной композиции «Брест театральный»
– Это идея нашего мэра Сергея Николаевича Лободинского. На прошлом фестивале он пообещал зрителям и участникам «Белой Вежи», что в 2024 году их будет встречать новый арт-объект. И свое общение сдержал. Проект состоит из двух бетонных колонн, которые символизируют Каменецкую Вежу – бренд области и всей республики. К «Веже» будут крепиться театральные маски, выполненные из металла. 10 сентября состоится открытие арт-объекта. Время будет сообщаться дополнительно.
О театральном музее
– Один из важных проектов, которыми мы занимались на протяжении двух лет, создание музея Брестского академического театра драмы. Мы планируем его открыть 1 октября, в день юбилея театра. Ранее в помещении за кассами существовала выставка костюмов и реквизита, которые в разные годы использовались в спектаклях. Это была просто выставка, но не было музейной концепции, которую может сделать только специалист.
Компания «Инко-фуд» выступила спонсором по разработке проекта, и мы начали создание полноценной музейной экспозиции. Над проектом, в помощь профессионалам, работали наши люди. Заведующая литературной частью театра Вера Шелест погрузилась в архивные материалы, систематизацию тех источников, которые сохранились в театре, – афиши, фотографии, программки… Если бы не ее работа, нам было бы сложно создать музей. Оказывал помощь и Николай Полторака, который несколько лет проводит экскурсии по закулисью театра и увлечен этим делом.
Музей познакомит с заслуженными артистами, знаковыми спектаклями в истории БАТД, отдельная экспозиция посвящена нашей легенде – спектаклю «Брестская крепость». Будут здесь и очень интересные вещи – например, макет театрального зала в разрезе с мельчайшими подробностями. Для любителей селфи в музее приготовлена фотозона.
Планируем, что любой человек, купивший билет, сможет прийти в музей и прикоснуться к 80-летней истории БАТД.