Два года назад вступили в силу изменения, касающиеся прохождения военной службы. Самое резонансное из них – введение принципа однократности при предоставлении отсрочек от службы в армии для продолжения образования.

Простыми словами, если раньше юноша, достигший призывного возраста, подтвердив непрерывность своего обучения (например, при поступлении из школы в колледж, из колледжа – в вуз), раз за разом получал отсрочку, то теперь такая возможность действует лишь единожды. 

— Для нас эти изменения стали причиной больших проблем и переживаний, – говорит Анна, мама 15-летнего Вадима. – В этом году ребенок заканчивает 9-й класс. Уровнем подготовки в школе я не очень довольна. Плюс еще специфика выбранной специальности. Мы планировали идти в профильный колледж, где сын смог бы максимально подготовиться к поступлению в вуз. Однако теперь получается так, что если он поступит в колледж, как раз во время учебы ему исполнится 18, отсрочка «сгорит», и после окончания колледжа он пойдет служить в армию, при этом не на год, как после вуза, а на полтора. Зачем тогда учеба в колледже? И как подготовиться к учебе в вузе? В итоге мы начали рассматривать обучение за границей, но тогда придется принять как данность, что ребенок уедет на несколько лет из страны и не сможет сюда вернуться.

Так смотрят на изменения родители будущих призывников.

А какие выводы в целом можно сделать спустя два года после введения принципа одноразовости отсрочки от службы в армии? Мы поговорили с экспертом Егором Лебедком.

Неужели все было так плохо с количеством призывников?

Изначально принятие законопроекта министр обороны Андрей Равков объяснял тем, что Вооруженные силы испытывают трудности с комплектованием личным составом. По мнению министра, это связано с демографической ситуацией (за последние 10 лет количество молодых людей призывного возраста уменьшилось в два раза), ухудшением здоровья юношей и существованием большого числа отсрочек от армии. 

– Да, Вооруженные Силы Беларуси испытывали проблемы комплектования войск, – отмечает Егор Лебедок. – В 2018 году наибольшую часть отсрочек от призыва – около 80% – составляли отсрочки для продолжения обучения. И для существенного увеличения призывников решили изменить законодательство в этой части отсрочек.

Удалось ли добиться ожидаемого эффекта?

Еще до принятия изменений Равкова говорил, что в ближайшей перспективе поправки в закон позволят призвать на 10-15% больше призывников. На далекую перспективу желаемая цифра в глазах властей – около 10 тысяч призывников (до принятия поправок призывали всего около 4 тысяч человек).

– Как отмечают сами военные, закон не полностью компенсировал влияние демографической ситуации, хотя, естественно, положительный эффект для комплектования войск по прошлом году был, – рассуждает Егор Лебедок. – Если говорить о том, как себя покажет изменение законодательства в дальнейшем, стоит отметить два момента. Во-первых, сами же разработчики законопроекта, который отменил ряд отсрочек, отмечали, что проблема не только в ухудшении демографической ситуации (оно ожидалось до 2025 года), но и «увеличении оттока мужского населения в возрасте до 27 лет». После событий августа 2020 года такой отток точно не уменьшился. Это скажется на количестве призываемых. Во-вторых, в 2018 году уклонялись от призыва 8,6% призывников. Опять же, события августа 2020 года вряд ли изменили отношение призывников в сторону добровольного прихода в армию.

Таким образом, закон полностью не достиг желаемых результатов, а проблема нехватки призывников для комплектования войск может сохраниться и после 2025 года.

Учитывая, что средне-специальное образование теперь тоже пошло в зачет использования отсрочки, сказалось ли это на желании юношей идти в колледжи и лицеи после 9-го класса?

– По данным Белстата численность учащихся средних специальных учреждений в 2020 году составила 118 человек на 100 тыс населения, в 2019 году – 120 человек. Уменьшение есть, но это, скорее, общая тенденция последнего десятилетия, чем серьезное влияние изменения законодательства об отсрочках.

Через 3-4 года 18-летнего возраста достигнут дети, рожденные в 2005-2006 гг, когда произошел рост рождаемости (100-110 тыс рожденных против 90 тыс до этого бума). То есть можно предположить, что число потенциальных призывников станет еще больше, так ли это?

– Да, как отметил выше, ухудшение демографической ситуации ожидалось до 2025, но помимо демографии есть еще и социально-политические и правовые аспекты комплектования войск и формирования мобилизационного резерва. Если количество призывников, годных по состоянию здоровья и не имеющих отсрочки, увеличится, то не думаю, что законопроект изменится, просто отбор тех, кто пойдет в армию, а кто нет, будет проходить индивидуально (например, по важности работы, актуальности получаемого образования и его уровня и т.д.).

Зачем вообще нам столько призывников? Если какое-то обоснование желаемой цифры в 10 тысяч человек?

– Количество призываемых молодых людей обусловлено необходимостью как для комплектования действующих войск, так и для подготовки мобилизационного резерва на перспективу. Обоснованием количества призываемых лиц, как и в целом численного состава Вооруженных сил и других войск, является план обороны государства. Исходя из принципа коллективной обороны (совместно с Россией), экономики страны, внешнеполитической ситуации и демографической ситуации и определено желаемое количество призываемых лиц. То есть, это не просто цифра в себе, она завязана на многие процессы в государстве. И нельзя просто так сказать какая это должна быть цифра, даже сравнивая с соседними странами. Сначала формируются политические и экономические цели государства, затем оборонная политика (нейтралитет или блоковый статус, и т.п.), и в дальнейшем уже конкретизируется план обороны, в том числе и с количеством призываемых граждане. Одно могу сказать, что от призыва Беларуси нет смысла отказываться при любой власти в течение еще долгого времени.