Сегодня вряд ли можно кого-то удивить деревянной дачной мебелью или детскими площадками. В то же время находится немало мастеров, готовых вкладывать душу и средства в создание красивых изделий на коммерческой основе. О том, как при минимальных затратах открыть свое ремесло и выгодно ли вообще этим заниматься, рассказал мастер из деревни Терюха Гомельского района Андрей Ермаков.

По образованию Андрей Ермаков – техник-электрик, но по специальности он почти не трудился. После окончания техникума работал на руководящих должностях в разных предприятиях. Но шесть лет назад решил бросить все и работать на себя. Стал заниматься любимым хобби – изготовлением деревянных изделий.

Начинал с дачного туалета для собственного участка, что-то делал для знакомых. Деятельность постепенно переросла в небольшой бизнес-проект. По согласованию с женой назвал его «Семейным ремеслом».

Расходы на рекламу – 150 рублей в год

Андрей всегда любил работать с деревом. Сначала оборудовал небольшую столярную мастерскую у себя на участке в Терюхе. Использовал инструменты, доставшиеся в наследство от предыдущих поколений семьи. В процессе деятельности по мере необходимости что-то докупал, например лобзик или шуруповерт. Так что вложения в проект потребовались минимальные.

– Самой большой проблемой в начале для меня была реклама, поиск нужного покупателя. Поэтому завел страничку в Инстаграме. Это эффективно, поскольку большинство людей сидят в социальных сетях. И очень легко продвигаться, показывать и объяснять, что есть такая продукция. Находятся потенциальные клиенты и люди, готовые сразу приобрести наши изделия, – говорит Андрей.

Свои почти 6 тысяч подписчиков в Instagram он накопил постепенно, полностью за счет собственных сил и сарафанного радио. SMM-щика и менеджера у ремесленника нет, все истории и посты он делает сам. Как и всю продукцию.

Кстати, в рекламу Андрей Ермаков почти не вкладывается, если не считать платных объявлений на онлайн-барахолке. Дает информацию три раз в год общей стоимостью 150 рублей. Для продвижения деньги совсем небольшие, отмечает мастер: «Первых клиентов я нашел как раз на онлайн-площадке. Например, люди ищут паровозик для детского садика. И непосредственно через этот ресурс списывались или созванивались. Заключали договоры и делали на заказ».

Спрос растет

На положительную рентабельность ремесленник вышел уже на второй год работы. В прошлом году сменил статус ремесленника на плательщика профессионального налога.

– Мы работаем с людьми по предоплате и по договорам. Конечно, мне намного проще, чем индивидуальным предпринимателям или частным предприятиям. Не надо содержать рабочую силу, вести сложную бухгалтерию. Просто фиксирую чеки, и все, – рассказывает Андрей.

В мастерской он трудится один. И без работы не сидит. В последнее время ее даже прибавилось. Мастер изготавливает изделия для детских садиков и игровых площадок, в том числе паровозики, машинки, песочницы и лодочки. Также делает садовую мебель: стулья, души, шезлонги, беседки. При этом ремесленник готов изготовить комплексы любой конфигурации и по индивидуальному проекту. География деятельности – вся Беларусь.

Востребованность тех ли иных изделий зависит от сезона. Весной чаще всего заказывают туалеты, летом – песочницы для детей или душевые кабинки. Правда, в разгар летнего сезона увеличивается и срок изготовления заказов – до одного месяца. Осенью клиентов поменьше. В это время больше всего заказывают туалеты. Зимой количество заказов сводится к минимуму, и ремесленник обычно берет двухмесячную паузу.

Контингент покупателей абсолютно различный, не зависит от возраста и пола. Много обращается молодых мам, пожилых дачников.

Низкая цена – за счет минимальных затрат

Андрей в основном работает только по предоплате и по заказу. Дело в том, что помещение он не арендует и склада у него нет – хранить готовые изделия негде. Основные расходы связаны с покупкой материалов. Обычно он приобретает их в Гомельском лесхозе – так выходит примерно на 30% дешевле, чем у частников. Кубометр древесины обходится мастеру в 300 рублей. Для сравнения: в строительных гипермаркетах стоимость доходит до 500.

Также благодаря минимальным затратам получается удерживать приемлемую для клиентов стоимость деревянных изделий. Например, душевую кабину с тамбуром мастер сделает за 750-850 рублей, туалет – за 990 рублей, грузовик или машину для детской площадки – за 400 рублей. А песочница, в зависимости от размеров и степени сложности работы, обойдется заказчику в 100–440 рублей.

В стоимость входит установка, а вот доставка клиенту рассчитывается отдельно. При необходимости продукция отправляется с помощью транспортной компании, услуги которой оплачивает заказчик.

Средний доход – 500 долларов

Прежде всего, по мнению Андрея, его продукция привлекает клиентов качеством. Потому, несмотря на большое предложение аналогичных изделий на рынке, конкурентов у него немного: «Человек, который увидит мои изделия, никогда не скажет, что ему не нравится. Или просто развернется и уйдет. Мы изготавливаем оборудование для садиков и площадок максимально безопасным для детей. Стараюсь все тщательно отшлифовать, стругать. Чтобы было без углов. Делаем все четко, красиво, как и должно быть».

Насколько прибылен бизнес ремесленника? Андрей Ермаков признается, что работает с небольшим плюсом. В месяц у него выходит доход, сопоставимый со среднестатистическим по стране. Получается 500 долларов. Но на перспективу у него большие планы: расширять производство и растить бизнес.

«Я не исключаю, что завтра приду к открытию частного предприятия, буду арендовать помещение и нанимать работников. Ведь мы трудимся сами на себя, на перспективу, стараемся увеличиться, расшириться».