Сегодня, 27 августа, отмечается 153 года со дня рождения известного американского писателя Теодора Драйзера. Он был ярким представителем натурализма, критического реализма и коммунистом.

В этот день вспомним один из самых известных романов Драйзера «Финансист». Он увидел свет в 1912 году. В романе рассказывается о Фрэнке Каупервуде, который еще в молодом возрасте стал выдающимся финансистом. Любитель успехов, женщин и денег, Каупервуд в итоге оказывается в тюрьме за растрату бюджетных средств. Однако вскоре выходит на свободу, где пользуется моментом и за несколько дней становится миллионером. Хоть Каупервуду и удалось восстановить свое финансовое положение, но репутацию спасти он уже не может. Поэтому финансисту приходится покинуть Филадельфию.

Как финансист-спекулянт стал героем романа Теодора ДрайзераДрайзер

В романе показано, как окружавшая Каупервуда финансово-экономическая среда уже с детства формирует в нем психологию коммерсанта и биржевого дилера, для которого все средства хороши, если они помогают достигнуть власти и богатства. Начав с мелких биржевых спекуляций, Каупервуд постепенно приобретает состояние, подкупает чиновников муниципалитета, незаконно приобретает городские концессии в Филадельфии.

Как финансист-спекулянт стал героем романа Теодора Драйзера

Мало кто знает, но у главного героя «Финансиста» есть реальный прототип. В основу романа положена история жизни американского миллионера Чарльза Йеркса.

Йеркс родился 25 июня 1837 года в Филадельфии. Свою карьеру он начал в 17 лет клерком в местной хлебно-комиссионной конторе. Уже в 22 года Йеркс открыл свою маклерскую фирму и присоединился к Филадельфийской фондовой бирже, а к 1865 году продвинулся в банковском деле и специализировался на продаже долговых обязательств города, штата и государственных обязательств. Благодаря связям отца – председателя банка – и его собственным успехам на финансовом поприще, Йеркс приобрел имя в местном обществе и финансовом мире. Он был уже близок к входу в филадельфийское высшее общество, когда грянула беда.

Как финансист-спекулянт стал героем романа Теодора ДрайзераЙоркс

Когда Йеркс служил финансовым агентом казначея города Джозефа Мерцера, он рискнул общественными деньгами в огромных биржевых спекуляциях. К несчастью для Йеркса, эти спекуляции закончились его крахом, когда Великий чикагский пожар 10 октября 1871 года вызвал панику на бирже. Став банкротом и неспособным выплатить городу задолженность, Йеркс был осужден за воровство и приговорен к 33 месяцам в исправительной колонии. Для выхода из тюрьмы, он попытался шантажировать двух влиятельных пенсильванских политиков, но план провалился. Тем не менее, компрометирующая политиков информация была, в конечном счете, предана огласке и политические лидеры были этим напуганы, что делало возможным провал в предстоящих выборах. Йерксу было обещано помилование, если он будет отрицать сделанные им обвинения. Он согласился и был освобожден, отбыв семь месяцев заключения.

Следующие 10 лет своей жизни Йеркс потратил, чтобы заново нажить состояние. Он открыл маклерскую и хлебно-комиссионную конторы, но вскоре был вовлечен в дела, связанные с городской общественной транспортной системой. В 1886 году Йеркс и его партнёры, использовав серию финансовых сделок, захватили Северную чикагскую городскую железную дорогу. А затем он продолжил постепенный захват железных дорог улица за улицей, и спустя некоторое время уже контролировал большую часть городского общественного транспорта в северной и западной частях города. Тем не менее, он никогда так и не достиг своей конечной цели – монополии в общественном транспорте Чикаго: Южная чикагская железная дорога всегда оставалась за пределами его контроля. Йеркс никогда не брезговал ни использованием взяток, ни подкупом для достижения своих целей.

В попытке улучшить свой плохой общественный имидж, Йеркс решил в 1892 году профинансировать строительство самого большого в мире телескопа, лоббируемого астрономом Джоржем Хейлом и президентом Университета Чикаго Вильямом Харпером. Первоначально он намеревался профинансировать лишь строительство телескопа, но неожиданно согласился предоставить средства для строительства всей обсерватории. Он пожертвовал около 300 тысяч долларов, которые пошли на основание обсерватории, которая впоследствии получила название Йеркской.

В 1895 году Йеркс начал кампанию по продлению концессий на трамвайные линии. Он предложил губернатору Иллинойса Джону Питеру Альтгельду огромную взятку за его поддержку, однако Альтгельд отказался от взятки и наложил вето на проект продления концессий. Йеркс возобновил кампанию в 1897 году, и после тяжелейшего противостояния добился от законодательного органа штата Иллинойс закона, дающего городским советам право на выдачу долгосрочных концессий. Так называемая «война за концессии» переместилась в Чикагский городской совет – арену, на которой Йеркс обычно побеждал. Однако частично реформированный городской совет, возглавляемый мэром Картером Харрсоном-младшим, разгромил Йеркса, отказав ему в продлении концессий.

Как финансист-спекулянт стал героем романа Теодора ДрайзераЙеркс

В 1899 году Йеркс продал большую часть своих акций в чикагских транспортных компаниях и переехал в Нью-Йорк. В августе 1900 года Йеркс решил принять участие в развитии системы подземных железных дорог в Лондоне – Лондонского метрополитена. Он получил контроль над линией Дистрикт и непостроенными ещё линиями Бейкер-стрит-энд-Ватерлоо, Charing Cross, Euston and Hampstead Railway и Большой Северной железной дорогой.

Йеркс использовал комплекс финансовых схем, схожих с теми, которые он использовал в Америке, для привлечения финансирования, необходимого для строительства новых линий и электрификации линии Дистрикт. Одним из последних успехов Йеркса стало то, что он сумел воспрепятствовать попытке Дж. П. Моргана войти в бизнес Лондонского метро.

Йеркс умер в 1905 году в возрасте 68 лет в Нью-Йорке от почечной болезни. К этому моменту ни один из его проектов в Лондоне ещё не был завершён (однако строительство уже вовсю велось). От первоначально оцениваемого состояния Йеркса в размере 22 миллионов долларов после его смерти осталось лишь менее одного миллиона долларов из-за огромного количества долгов.

В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя Чарлза Йеркса кратеру на видимой стороне Луны.

Судьба героя безусловно заслуживала написания по ней романа. Личная жизнь Чарльза также вошла в роман Драйзера. Йеркс развёлся со своей супругой после 20 лет брака и женился на молодой красавице.