Наверняка среди наших читателей найдутся любители вкусно поесть. Но все ли из них знают о своих правах? На телеканале «Беларусь 2» ответы на популярные вопросы дала адвокат Минской областной коллегии адвокатов Зарина Залевская.

Фото из открытых источников (иллюстративное) Фото из открытых источников (иллюстративное)

Потребитель имеет право знать, что он ест

Зарина Залевская уже с первых минут разговора в эфире подчеркнула, что Закон «О защите прав потребителей» безукоризненно работает в области общественного питания.

– Когда мы заходим в кафе и делаем заказ, то заключаем устный договор с объектом общепита. Эти договорные отношения регулируются Законом «О защите прав потребителей». Плюс действует Гражданский кодекс, – пояснила адвокат.

Она уточнила, что клиенту должны предоставить именно то, что он выбрал из меню. Правда, по словам собеседницы, законодательством четко не урегулировано, что должно быть отражено его в составе. Но меню обязательно должно включать определенные пункты: оформление на русском или белорусском языке, указание количества блюд и цены.

– 30 декабря 2023 г. издано постановление, в котором прописано, что в меню необходимо указывать происхождение товара. Если мы заказываем, к примеру, стейк, должно быть понятно – это мясо выращено в Беларуси, России или привезено, скажем, из Аргентины, – обратила внимание Зарина Залевская.

Хорошая новость для тех, кто считает калории

Адвокат пояснила, что указывать массу блюда в меню – это не обязательная, а рекомендательная норма.

– Мы говорим об определенных стандартах СТБ. Это наш белорусский стандарт. Если владелец кафе заявляет, что он действует на основании этого стандарта, то «граммовка» обязательно должна быть указана. Если нет, то указание остается на усмотрение владельца, – прокомментировала эксперт.

Вместе с тем потребитель имеет право уточнить у официанта или администратора вес, состав, калорийность блюда, из чего оно приготовлено и каким способом – прожаренное, пропаренное или запечённое. Официант обязан сообщить эту информацию, в этом нет никакой тайны, подчеркнула Зарина Залевская.

А можно взять половину порции?

Законодатели наделили потребителей правом свободно заказать любой товар.

– Если человек не ест соленое, то может попросить повара не класть соль в определенное блюдо. Если потребитель говорит, что он не может съесть такую большую порцию, то вправе заказать половину. Владелец не имеет право ограничивать потребителя в этой части, – заявила адвокат.

Зарина Залевская пояснила, что если потребитель говорит «я хочу бесплатный хлеб или воду», администратор или владелец кафе вправе ему отказать. Бесплатно – это на усмотрение кафе.

Блюдо не понравилось, можно не платить?

– Такой возможности, к сожалению, нет. Нам бы всем хотелось, если что-то не понравилось – не платить за это. Но если одному человеку блюдо не понравилось, это еще не значит, что другому оно тоже не понравится. Все блюда делаются по определенным стандартам, разработаны технологические карты, – заметила адвокат.

Она подчеркнула, что нельзя просто взять и отказаться от блюда, если оно не понравилось. Но можно это сделать, если блюдо подгорело, испорчено, имеет ненадлежащий вид.

В качестве примера Зарина Залевская привела ситуацию. Предположим, что посетитель заказал суп. Если он обозначен в меню, как горячее блюдо, то и подавать суп должны теплым, как минимум той температуры, которая позволит определить, что клиент заказал именно это горячее блюдо. Поскольку остывший суп может имеет совершенно другие вкусовые свойства, то гость имеет право потребовать заменить блюдо либо подогреть.

А если клиент отравился…

Если блюдо оказалось некачественным и клиент отравился, то он может защитить свои права потребителя и взыскать моральный ущерб.

– Свидетельские показания, мол, я был здесь с подругой или другом, в этом случае не работают и не смогут подтвердить качество блюда, – предупредила адвокат. – Следует обратиться в медучреждение, чтобы зафиксировать факт отравления и получить на руки подтверждающий документ. И желательно сделать это как можно скорее.

Она пояснила, что человек может посетить кафе утром, а плохо себя почувствовать вечером. За день он мог несколько раз принять пищу и еще где-то перекусить. Доказать, что он отравился именно продукцией в кафе сложно, но можно.

– После посещения медучреждения следует обратиться в кафе, чтобы написать в книгу предложений свою жалобу. Если на нее не отреагируют, вы можете обратиться либо в санстанцию, либо в исполком того района, где зарегистрировано данное заведение, – посоветовала Зарина Залевская.

После этого проводится проверка. И если будет подтверждено, что товар оказался некачественный (возможно срок годности истек или повар не помыл руки, или у официанта и другого персонала были какие-то заболевания, в результате чего человек отравился), виновных могут наказать – вплоть до административной ответственности.