Правительство Литвы 16 августа приняло решение временно приостановить работу ​​двух из шести пунктов пограничного контроля на литовско-белорусской границе с 18 августа.

Сегодня закрыты КПП «Шумскас» (сопредельный белорусский — «Лоша») и «Твярячюс» («Видзы»). Данные погранпереходы используются для пропуска легковых автомобилей, также через «Твярячюс» проходят порожние грузовики.


Фото носит иллюстративный характер

Накануне остановки деятельности пунктов журналисты av.by съездили на белорусско-литовский погранпереход «Привалка — Райгардас» и узнали, какая там обстановка.

На данный КПП не будет перенаправляться транспортный поток с закрытых пунктов (об этом мы узнали, когда прибыли на границу), но именно его используют многие белорусы, которые ездят в Литву на работу и по другим вопросам. Что они думают о возможном полном закрытии границы и как это отразится на их поездках в соседние европейские страны — в нашем репортаже.

Мы прибыли на место утром. На обочине стояла пара зашторенных большегрузов, а у самого погранперехода скопления практически не было. В соседней очереди на пересечение границы находились несколько десятков легковых машин.

Подходим к женщине, сидящей в авто на немецких номерах. Инна в Гродно — транзитом. Едет из Ростова-на-Дону в Германию. Там она живёт уже несколько лет, имеет двойное гражданство. О планируемом закрытии границы ничего не слышала:

— А какие тут вообще новости? — интересуется собеседница. — Я просто на две недели выпала из жизни: была в отпуске!

Кратко описываем Инне последние события и рассказываем, что на повестке дня закрытие двух погранпереходов, а возможную остановку работы всех остальных обсудят в конце августа представители соседних европейских стран.

— Я надеюсь, нас, граждан ЕС, это не коснётся и хотя бы будут выпускать! Я вообще через Литву никогда не ездила. В основном через Польшу, но глянула: там всё стоит сейчас — и вот приехала сюда! — заметно, что женщину новости немного озадачили. — А ещё раньше, когда было авиасообщение из Ростова в Германию, летала… Да, сложнее и сложнее становится…

Женщина затягивается сигаретой и обращается к нам:

— Вы мне ещё скажите, почему у вас такие штрафы огромные! Мне за превышение скорости выписали 296 рублей! — возмущена ростовчанка.

— Намного скорость превысили? — уточняем мы.

— Три нарушения было. Один раз — на 43 километра!

Согласно пункту 4 статьи 18.12 КоАП РБ, превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения на 40 и более километров в час влечёт наложение штрафа в размере от 8 до 12 базовых величин (от 296 до 444 рублей). Получается, взыскание-то было минимальным! Рассказываем об этом женщине.

Рядом с Инной от жары изнывал хаски по имени Харди. Его хозяин Сергей едет в Друскининкай на отдых. О закрытии границ слышал, но относится к этому спокойно:

— А кто там ездил? В «Лоше» и «Видзах» потока не было особого… Наверное, закрывают именно их, потому что технически они не оборудованы и не оснащены так, как надо… А ситуация сейчас на границе напряжённая и требует особого внимания! Вот и закрывают их…

У компании мужчин, которые стоят рядом, точка зрения немного другая. Белорусы считают, что приостановка деятельности этих двух незначительных, по их мнению, погранпереходов носит исключительно предупреждающий характер. В полное закрытие границ здесь никто не верит:

— Не пойдёт Литва на подобное! В первую очередь из-за того, что ей это будет невыгодно!

— А где все большегрузы? — интересуемся мы, глядя на почти пустую обочину.

— Запрет сейчас на передвижение! Если температура больше 25 градусов, то вводится запрет для машин, у которых нагрузка на ось больше шести тонн. Перемещаться при такой погоде можно только с 10:00 до 20:00, — объясняют белорусы и советуют искать фуры на парковках.

Собеседники пересекают этот погранпереход довольно часто. В Европу ездят, как они выразились, по своим личным вопросам. Сегодняшнюю обстановку называют среднестатистической:

— Три машины в час! Бывало, раньше за три часа очередь всю проходили. Но случается и смена не очень — тогда приходится ждать по двенадцать часов. Здесь всегда так! Не хотят литовцы работать. Поляки трудятся лучше, а у латышей вообще никогда скоплений нет. Как пуля пролетаем! — со знанием дела говорят путешественники.

Идём с фотографом обратно на парковку — искать прохлаждающихся в тени дальнобойщиков. Останавливаемся около минивэна на белорусских номерах, из окон которого торчат ноги. Мужчина замечает, что мы его фотографируем.

— Носки хоть без дырок? — шутит он.

Парни едут в Литву. Оттуда — в рейс по Европе. Белорусы работают водителями в литовской фирме. О последних новостях знают и из официальных источников, и от европейских коллег. Как и предыдущие собеседники, убеждены, что соседние страны не пойдут на решительный шаг:

— Даже если закроют, коридор для таких, как мы, будет всегда! Для водителей, строителей… В Литве вся рабочая сила сейчас — это славяне. Сами литовцы за лучшей жизнью поехали дальше — в Германию, Данию, Норвегию… Теперь в Литве и Польше трудятся белорусы и украинцы. Страны без работников ведь останутся, если закроют всё.

Пользуясь случаям, интересуемся доходами дальнобойщиков. Ведь в последнее время поговаривали о том, что зарплата у них прилично упала.

— Ничего подобного! Со старта молодой водитель может получить от 60 до 80 евро за сутки, — приводит пример мужчина. — Если есть опыт, то больше! Со знанием английского на автовозе можно заработать и 120 евро за сутки! Работы хватает!

— Для сравнения я поделюсь с вами своим опытом. Я два года трудился в белорусской фирме водителем. Ездил в Россию, Грузию… Так я ничего не смог заработать, чтоб отложить! — добавляет его напарник.

— Но есть же те, кто остаётся. Как думаете, что им мешает сменить работу на более высокооплачиваемую?

— Не готовы уехать надолго от семьи. Это ведь сложно! У нас водители-старики почти все в разводе. Не каждый это выдержит. Ты приезжаешь на работу, и всё, что у тебя есть, — кабина на два метра. Больше ничего! — откровенничает водитель. — В пятницу вечером ты глушишь мотор, впереди — выходные. Но тебе нечем заняться! Ну сходишь в город на два часа, а дальше что?

— Хотели бы сменить работу?

— Если бы я в Беларуси получал хотя бы половину зарплаты европейской, в жизни бы туда больше не поехал…

В раздумьях и с лёгкой грустью мы отправились дальше. На парковке заметили три большегрузные машины — их водители прятались за шторкой от зноя. Лишь у одного была приоткрыта дверца.

Мужчина из Татарстана везёт немецкое пиво. Здесь остановился в связи с запретом на передвижение из-за жары. Он, как и многие, о планах европейских стран закрыть погранпереходы ничего не слышал. Похоже, что дальнобойщики пока об этом мало задумываются…

**

В официальном комментарии ГПК назвали остановку деятельности двух КПП очередным недружественным шагом и рассказали, как будут распределены транспортные потоки в связи со сложившейся ситуацией:

— Прогнозируется, что потоки из этих пунктов пропуска переориентируются на «Каменный Лог», «Котловку», «Урбаны». Нагрузка на последние возрастёт. А с учётом того, что контролирующие службы сопредельных государств выполняют не более половины от нормы по оформлению авто, прогнозируется и образование очередей.


Фото носит иллюстративный характер

— Белорусской таможней будут предприняты все возможные меры по минимизации вредных последствий от литовских решений, в том числе по созданию условий для пересечения границы и усилению смен в этих трёх пунктах пропуска, — отметили в ведомстве.

Напомним, сейчас на границе с Польшей для легковых авто открыт один пункт пропуска — «Тересполь» («Брест»), для грузовых действует КПП «Кукурыки» («Козловичи»). Пассажирское ж/д движение между государствами отсутствует с 2019 года.

На белорусско-литовской границе для проезда легкового и грузового транспорта продолжают функционировать четыре погранперехода: ️«Лаворишкес» («Котловка»), «Мядининкай» («Каменный Лог»), «Шальчининкай» («Бенякони»), «Райгардас» («Привалка»).