Фото из открытых источников (иллюстративное)
Мошенничество в интернете продолжает эволюционировать. На этот раз под удар попала пользователь одного из крупнейших маркетплейсов — Wildberries. Минская правда пообщалась с девушкой, аккаунт которой попал в руки мошенников.
Один из ключевых инструментов мошенников — это телефонный звонок. Девушке позвонил человек, который представился менеджером маркетплейса Wildberries. Сообщается, что на ее профиль был оформлен крупный заказ на 4 тысячи белорусских рублей, и она, якобы, должна подтвердить покупку или отменить ее. Это тот самый момент, когда многих людей охватывает паника: ведь никто ничего не заказывал, а суммы могут быть значительными.
— Я в панике, мне не каждый день звонят менеджеры Wildberries, — рассказывает Алеся. — Менеджер начинает объяснять, что, если я ничего не заказывала, значит мой аккаунт взломали, так как он видит странную активность в профиле. Сразу я задумалась, откуда у него видимость моей активности, чтобы убедиться, я попросила его назвать сумму выкупа в моем аккаунте. Молодой человек, видимо, растерялся, но назвал мне выдуманную сумму из головы, так как она была и близко не похожа на реальную. После, он сказал, что может перенаправить меня в правоохранительные органы, для выяснения обстоятельств. Через пару минут новый звонок: человек на другой линии представляется сотрудником службы безопасности и просит сообщить персональные данные и код, который должен прийти мне по SMS. Все это делается под предлогом «защиты» моего уже кем-то взломанного аккаунта.
Девушка в такой ситуации не растерялась, она попросила назвать должность и отдел, из которого звонит ей сотрудник службы безопасности. Мужчина попытался перевести тему диалога, но не получилась. Все, что сделала девушка, это положила трубку телефона. И сменила пароль на аккаунте Wildberries.
3 факта, почему схема с маркетплейсом рабочая
Факт 1. Доверие к Wildberries: известный и популярный маркетплейс, которому доверяют миллионы людей. Когда кто-то представляется сотрудником такой крупной компании, многие пользователи склонны доверять звонку.
Факт 2. Мнимая срочность. Мошенники действуют быстро, заставляя жертву принимать решения «здесь и сейчас». Это минимизирует возможность обдумать ситуацию и проверить информацию.
Факт 3. Фейковые правоохранители. Использование фальшивых звонков в правоохранительные органы создает иллюзию законности происходящего. Пользователь начинает верить, что в их же интересах начать сотрудничать.
Все-таки, новый вид мошенничества с использованием Wildberries показывает, насколько изобретательными могут быть мошенники, используя доверие людей к крупным компаниям и правоохранительным органам. Важно сохранять бдительность и не поддаваться панике, если к вам поступает подобный звонок.